В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, сотрудники прокуратуры Ярославской области ответили на вопросы жителей области и ярославских журналистов.
Предлагаем ответы вашему вниманию.
На вопросы отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ярославской области Любовь Никитина :
- Сколько чиновников привлечено за коррупционные преступления ?
В текущем году в судебном порядке рассмотрено более 100 уголовных дел коррупционной направленности, по всем делам о взяточничестве коммерческом подкупе судом вынесены обвинительные приговоры.
- Правда ли, что как правило взяточниками выступают врачи, учителя, а не чиновники ?
- Исходя из преступлений, выявленных на территории региона в 2017-2018 годах, правоохранительными органами устанавливались факты совершения коррупционных преступлений, как со стороны чиновников, так и со стороны работников учреждений и предприятий.
На территории Ярославской области в текущем году зарегистрировано 170 преступлений коррупционной направленности относятся к гражданско-правовым коррупционным деяния.
В частности, гражданско-правовым коррупционным деянием будет принятие в дар работниками образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги и аналогичных организаций, от граждан, находящихся в них на лечении, содержании, воспитании, родственников этих граждан подарков, стоимость которых превышает три тысячи рублей.
В отношении лиц, замещающих государственные должности Ярославской области, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих – нарушением будет принятие ими подарка любой стоимости.
Подарки, полученные данными лицами в рамках официальных протокольных мероприятий, подлежат сдаче на хранение в органы, где они проходят службу, с правом последующего их выкупа по рыночной цене.
- Много ли чиновников не представляют сведения о доходах и имуществе ?
Декларационная компания в текущем году завершилась 30 апреля. Фактов непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не имелось.
Вместе с тем прокурорами в текущем году установлено свыше 200 нарушений закона, связанных с неполным и недостоверным предоставлением сведений о доходах и имуществе.
Так, имели место случаи сокрытия доходов в размере 1 000 000 рублей, полученного от продажи имущества.
По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования.
- В последнее время в публикациях все чаще стало появляться словосочетание «конфликт интересов». Расскажите об этом понятии поподробнее.
Конфликт интересов – на практике это ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнением им должностных обязанностей.
Приведу примеры. Так, служащий, являясь членом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, приняла участие в рассмотрении заявления ее отца, бывшего муниципального служащего, о получении согласия на трудоустройство.
Другой служащий подготовила документы, ставшие основанием заключения органом местного самоуправления с ее супругом договора аренды земельного участка.
В данных случаях согласно закону чиновники должны были сообщить о своей личной заинтересованности и принимать участия в принятии решений в отношении своих родственников. В связи с несоблюдением требования закона в актах прокурорского реагирования был поставлен вопрос об их привлечении к ответственности.
Хочу отметить, что своевременное предотвращение подобных ситуаций является одной из важнейших задач.
- Какие требования предъявляются к бывшим служащим ?
В отношении бывших служащих действует ограничения, связанные с их последующим трудоустройством. А именно, чтобы заключить трудовой договор с организацией в отношении которой гражданин, будучи на службе осуществлял функции управления или контроля, он должен предварительно получить согласие. Это заявление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению, действующей в органе, где гражданин проходил службу.
Также закон возлагает на бывших служащих обязанность сообщать своему новому работодателю о том, где и в какой должности он проходил службу.
Неисполнение указанных требований влечет расторжение трудового договора. Например, в 2018 году по требованию прокуратуры организацией расторгнут трудовой договор с гражданином, ранее проходившим службу в органах МЧС, в связи с неисполнением им обязанности об уведомлении работодателя о его последнем месте службы.
Одновременно организация, заключившая трудовой договор с бывшим служащим, обязана сообщить об этом в орган, где гражданин проходил службу. Непредставление данной информации или ее представление с нарушением десятидневного срока влечет привлечение к административной ответственности. Для организаций минимальный размер штрафа сто тысяч рублей, должностных лиц – двадцать пять тысяч рублей.
В текущем году прокурорами за неисполнение организациями и их работниками обязанности сообщать о трудоустройстве бывших служащих возбуждено свыше 50 административных дел по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Правда ли, что организации, коммерческие и некоммерческие, обязаны принимать меры по предупреждению коррупции ?
- Да, действительно. Федеральный закон «О противодействии коррупции» в ст. 13.3 обязал все организации принимать меры по предупреждению коррупции.
Эти меры могут включать : сотрудничество с правоохранительными органами, определение лиц, ответственных за противодействие коррупции в организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов и другие.
Конкретные меры определяются локальными правовыми актами, принятыми организацией.
- Для чего проводится антикоррупционная экспертиза ?
- Изучение нормативных правовых актов и их проектов направлено на выявление в них коррупциогенных факторов.
Коррупциогенные факторы – это нормы, формулировки норм, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Наша задача – не допустить принятия нормативного правового акта, который позволяет чиновнику действовать на свое усмотрение, так или иначе применять его в зависимости от собственного интереса.
Как правило, такие факты пресекаются прокурорами на стадии подготовки проектов законов и подзаконных актов.