Органы прокуратуры Кировской области принимают непосредственное участие в региональном законотворческом процессе.
Прокуроры участвуют в заседаниях рабочих групп, комитетов и комиссий по разработке нормативных правовых актов. За истекший период изучено 68 законопроектов и 456 проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти области. По результатам изучения указанных проектов нормативных правовых актов прокуратурой области направлено 23 письменных замечания на проекты областных законов и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти области с предложениями об устранении несоответствий Конституции РФ, федеральному и областному законодательству, а так же коррупциогенных факторов.
В истекшем периоде прокуратурой области было разработано и внесено 3 законопроекта.
Так, по инициативе прокуратуры принят Закон Кировской области от 06.03.2018 № 148-30 «О внесении изменений в Закон Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области», в соответствии с которым предусмотрена возможность обжалования указов Губернатора Кировской области об отрешении от должности главы муниципального образования, избираемого как на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, соответственно.
Двумя другими законами внесены изменения и дополнения в законы Кировской области «О мерах по защите прав граждан - пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Кировской области» и «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».
В первом Законе расширена сфера применения для распространения его действия на граждан, пострадавших в ходе финансирования строительства домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блок – секций, что направлено на решение жилищной проблемы дольщиков, подобных дольщикам слободы Новое Сергеево города Кирова.
Предусмотрено предоставление дольщикам, передавшим свои денежные средства ликвидированным и исключенным из единого государственного реестра юридических лиц застройщикам денежной выплаты за счет средств нового застройщика.
Нововведениями регулируются случаи предоставления пострадавшему участнику строительства жилья квартир большей или меньшей площади, чем предусмотрено ранее, а также расположенных за пределами муниципального образования, в котором расположен его «проблемный» объект. При этом изменение площади помещения, предоставление жилья на территории другого муниципального образования возможно только по волеизъявлению самого гражданина.
Помимо этого установлены требования к жилым помещениям, подлежащим предоставлению гражданам.
Вторым Законом ограничена сфера реализации инвестиционных проектов в области завершения строительства и ввода в эксплуатацию домов, участники строительства которого или которых признаны пострадавшими участниками строительства жилья, и предусматривающих предоставление мер по защите их прав в части целевого использования земельного участка, предоставляемого инвестору в счет компенсации его расходов на предоставление мер поддержки дольщикам или завершение строительства «проблемных» объектов.
Теперь инвестору предоставлено право возведения на предоставленной земле только объектов жилого назначения (многоквартирных домов и жилых домов блокированной застройки, которые состоят из 3 и более блок-секций), а также объектов социально-культурного назначения, относящихся к сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
На муниципальном уровне прокурорами оказывается практическая помощь органам местного самоуправления в разработке модельных правовых актов. Всего прокурорами разработано 27 модельных правовых актов, на основании которых органами местного самоуправления принято 75 нормативных актов.
Прокурорские работники приняли участие в 1197 заседаниях органов местного самоуправлении, комитетов, комиссий и рабочих групп по разработке нормативных правовых актов. Изучено 10429 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По результатам изучения указанных проектов направлено 536 письменных замечаний с предложениями об устранении несоответствий Конституции РФ, федеральному и областному законодательству, коррупциогенных факторов.
В 24 случаях замечания горрайпрокуратур на проекты нормативных правовых актов были отклонены. В последствии прокуроры посредством опротестования и обращения в суд добились признания принятых актов противоречащими законодательству и их отмены либо изменения.
Прокурорами продолжена работа по разработке и внесению проектов муниципальных нормативных правовых актов. Всего внесено 868 проектов, на основании которых органами местного самоуправления принято 823 муниципальных правовых акта, остальные находятся в стадии рассмотрения.