В прокуратуре области 24 мая 2018 года состоялось заседание коллегии прокуратуры области, предметом обсуждения на котором стал вопрос о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении разрешительных процедур.
В заседании приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Костромской области, представители региональных органов исполнительной власти, работники аппарата прокуратуры области, прокуроры городов и районов.
Коллегия отмечает, что органами прокуратуры области приняты эффективные меры, направленные на пресечение фактов ущемления органами государственной власти и местного самоуправления прав и законных интересов предпринимательского сообщества при осуществлении разрешительной деятельности.
Удалось добиться восстановления нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, связанных с возложением органами власти области обременений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, требованием не установленных законом документов при прохождении разрешительных процедур, необоснованными отказами в выдаче разрешений.
Увеличилась доля региональных и муниципальных услуг, которые могут быть получены субъектами предпринимательства посредством единого и регионального порталов государственных и муниципальных услуг (функций) с 8 в 2016 году до 19 видов услуг в 2018 году из 42 определенных планом перевода таких услуг в электронную форму (45 %).
Возросла активность хозяйствующих субъектов, обратившихся за оказанием различного рода услуг в электронной форме.
Вместе с тем, деятельность органов власти области не позволила надлежащим образом обеспечить безбарьерный способ осуществления хозяйствующими субъектами отдельных видов деятельности, при осуществлении которых необходимо получение соответствующих разрешений, качество и доступность государственных и муниципальных услуг, что затрудняет развитие предпринимательства и улучшение инвестиционного климата.
Уполномоченными органами области при оказании услуг, связанных с лицензированием допущены грубые нарушения закона. Так, при осуществлении разрешительной деятельности в области лицензирования не направлены 700 актов по результатам документарных проверок, не направлены либо несвоевременно направлены в их адрес официальные документы, информирующие об этапах оказания услуг, в едином реестре проверок не размещена информация о 392 проверках.
Не позволяют в полном объеме оказать качественно муниципальную услугу, а также надлежаще информировать о ее наличии субъектов предпринимательства факты отсутствия таких услуг в установленных законодательством перечнях и реестрах.
Подразделениями многофункционального центра на территории области не обеспечен предусмотренный законом принцип осуществления всех административных процедур в рамках однократного обращения («одного окна»). По вине должностных лиц многофункционального центра нарушаются сроки получения государственных услуг.
Не искоренены факты принятия органами местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов, в том числе, возлагающих на субъекты предпринимательской деятельности дополнительные обязанности. Органами местного самоуправления 8 районов области не урегулирован порядок размещения рекламных конструкций. На территории 4 муниципальных образований области не соблюден порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, что в последующем влечет ненадлежащее состояние конкуренции на рынке услуг в данной сфере правоотношений. По итогам заседания коллегии выработаны меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей.