Прокуратура области в порядке надзорных мероприятий, в том числе в режиме координации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности, уделяет регулярное внимание вопросам незаконного оборота спиртосодержащей продукции, противодействия и профилактики преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
В частности, данной теме было посвящено заседание 28.06.2017 Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Тверской области; работу по оздоровлению криминогенной ситуации предложено продолжать с эффективными превентивными мерами.
Проблемы алкоголизации населения напрямую влияют на состояние правопорядка в регионе и непосредственно связаны с экономической и социальной сферами жизни общества.
На протяжении последних лет на территории Тверской области наблюдался стабильный рост преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Одной из причин распространенности алкогольной уличной и бытовой преступности является многообразие и широкое распространение «рюмочных», реализующих алкоголь практически круглосуточно.
Потребление спиртосодержащей продукции является одним из основных факторов преступности и среди несовершеннолетних. В абсолютном большинстве социальное неблагополучие семей связано с неисполнением своих родительских обязанностей и употреблением родителями (законными представителями) алкогольной продукции, из более чем тысячи которых, состоящих на профилактических учетах 70 % злоупотребляют спиртными напитками. При этом участковые уполномоченные полиции профилактическую работу выполняют без достаточной последовательности и интенсивности.
Требует активизации пресечение изготовления, хранения и реализации контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Не в полной мере отвечает задачам предупреждения противоправных деяний уголовно-процессуальная деятельность органов предварительного расследования по целенаправленному установлению и устранению причин и условий, связанных с употреблением алкоголя и способствовавших совершению конкретных преступлений и правонарушений, не во всех районах сложилась согласованная практика, позволяющая судам признавать алкогольное опьянение отягчающим обстоятельством.
Имеются основания признать упущения и в надзорной деятельности – прокуроры на местах не преодолели мерами надзора системную разобщенность органов системы профилактики, правоохранительных структур и органов власти всех уровней, не искоренен формализм проводимых проверок и профилактических мероприятий. Мероприятия по противодействию алкоголизации населения приоритетными при планировании и реализации региональных программ, в том числе по борьбе с преступностью, не являются.
Участники координационной деятельности пришли к общему мнению, что данная проблема вследствие актуальности для региона требует консолидации усилий всех органов власти, правоохранительных структур, общественности, а также принятия дополнительных мер межведомственного взаимодействия. Эти меры выработаны, в соответствии с подписанным постановлением от 28.06.2017 даны соответствующие поручения. Правительству Тверской области рекомендовано разработать предложения по долгосрочной программе, направленной на профилактику алкоголизма, пропаганду здорового образа жизни и противодействие злоупотреблению алкоголем, предусмотрев необходимое финансирование, а также принять дополнительные меры к развитию доступной досуговой инфраструктуры для молодежи и несовершеннолетних, в том числе для лиц с небольшим уровнем дохода семей.
Реализация принятых решений и расследование резонансных и значимых уголовных дел о серьёзных преступлениях в данной сфере осуществляется под контролем прокуратуры Тверской области.