Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Тверская область

24 июля 2017 года В Твери на заседании расширенной коллегии обсуждались результаты надзорной деятельности по защите социальных прав граждан в 1 полугодии 2017 года

Сегодня 24.07.2017 под председательством прокурора Тверской области Росинского В.В. состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Тверской области, на котором подведены итоги работы органов прокуратуры области в 1 полугодии 2017 г.

В работе коллегии приняли участие начальник управления Генеральной прокуратуры РФ в Центральном Федеральном округе М.А. Кабалоев, заместитель Председателя Законодательного Собрания Тверской области Ю.В. Цеберганов, главный федеральный инспектор в Тверской области Ю.Э. Стрелецкий, председатель Общественной палаты - декан юридического факультета Тверского государственного университета Л.В. Туманова, руководители правоохранительных органов области, работники аппарата прокуратуры области, межрайонные и районные прокуроры.

Отмечено, что органами прокуратуры Тверской области в 1 полугодии 2017 г. проведена значительная работа по обеспечению законности во всех сферах жизни региона. Основные усилия были направлены на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Предлагаем Вашему вниманию выступление заместителя прокурора Тверской области Д.В. Коданева на заседании коллегии.

Уважаемые коллеги!

Уважаемые гости!

В ходе осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 1 полугодии 2017 г. выявлено свыше 23 тысяч нарушений закона (23049), на незаконные правовые акты принесено 2060 протестов, должностным лицам внесено почти 3 тысячи представлений об устранении нарушений законов (2968), по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 3061 виновное лицо, предостережено 576 лиц о недопустимости нарушения закона, по материалам прокурорских проверок возбуждено 82 уголовных дела. В суды направлено 3681 иск (заявление), подавляющее большинство из которых удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора.

Конституция РФ закрепляет широкий спектр социальных прав и свобод, к основным из которых относятся трудовые права, права инвалидов, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище. Надзор за соблюдением указанных прав граждан относится к приоритетным направлениям деятельности прокуратуры. С учетом предстоящих выборов внимание прокуроров должно быть уделено соблюдению избирательных прав граждан.

Аппаратом прокуратуры области по основным направлениям надзора подготовлены и направлены для использования в работе информационно-методические документы, проведено значительное количество обучающих семинаров, актуальные и проблемные вопросы рассмотрены на коллегии прокуратуры области, межведомственных и оперативных совещаниях, на заседании Научно-консультативного методического совета при прокуратуре области. Практическая помощь в организации и осуществлении надзора оказывается при выездах в межрайонные, районные прокуратуры.

Прокуроры, организующие надзорную деятельность с учетом анализа состояния законности, активно использующие информационные и методические документы прокуратуры области добиваются положительных результатов работы.

В июне стартовала избирательная кампания. На территории 11 муниципальных образований и г. Твери 10.09.2017 пройдут выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, а также дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Тверской области шестого созыва.

В этой связи требуется сконцентрировать внимание на обеспечении безусловной законности при проведении выборов, реализации прав граждан на свое волеизъявление и соблюдении законности не только в период подготовки, но и в ходе голосования. Должны быть исключены любые параллельные общественные явления, которые могли бы сказаться на результатах голосования. Задача всех органов, прежде всего избирательных комиссий, органов прокуратуры и правоохранительных органов не допустить нарушений избирательного законодательства, способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения всех участников избирательного процесса.

При выявлении нарушений, выборе мер реагирования необходимо, прежде всего, помнить о том, что избирательные права граждан, не реализованные в установленные законом сроки, как правило, не могут быть восстановлены.

Решение поставленных задач возможно только при тесном взаимодействии с избирательными комиссиями, правоохранительными и контролирующими органами, органами местного самоуправления на протяжении всей избирательной кампании.

Неизменной остается актуальность защиты средствами прокурорского надзора трудовых прав граждан. Одним из наиболее важных направлений в этой сфере по-прежнему является надзор за исполнением законодательства об оплате труда

Прокурорами на местах принимается комплекс мер, направленный на восстановление нарушенных прав граждан, привлечение виновных к установленной законом ответственности за нарушения закона.

В 1 полугодии 2017 г. прокурорами в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для разрешения вопроса об уголовном преследовании направлено 8 материалов по фактам задолженности по оплате труда, по результатам рассмотрения которых возбуждено 4 уголовных дела (Рамешковский, Максатихинский, Кесовогорский, Калининский районы).

По инициативе прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности за нарушение порядка выплаты заработной платы привлечены более 140 лиц, прокурорами подготовлено и направлено в суд более 1500 заявлений о вынесении судебного приказа и взыскании задолженности по заработной плате на сумму более 43 млн. руб., опротестовано 96 незаконных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда.

Различными мерами прокурорского реагирования погашена задолженность по заработной плате на сумму более 10 млн. руб. (400 работников). За прошедший год размер просроченной задолженности по оплате труда в регионе сократился почти на 1,5 млн. руб. и составил 31 231 тыс.руб.

Наиболее остро проблема стоит в Бологовском, Торжокском, Макстихинском, Нелидовском, Ржевском районах, при этом в Бологовском и Торжокском районах предприятия – должники находятся в стадии банкротства, в Нелидовском районе в стадии ликвидации, что требует пристального внимания со стороны органов прокуратуры.

По результатам проводимого мониторинга состояния законности в сфере оплаты труда необходимо, в первую очередь, принятие мер упреждающего характера, направленных на исключение нарушения трудовых прав работников. По каждому факту задержки заработной платы принимать меры к восстановлению прав граждан, добиваться привлечения к установленной законом ответственности виновных лиц.

Во втором полугодии 2017 г. необходимо активизировать надзор на предприятиях-банкротах, провести проверочные мероприятия, дать оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятий на предмет выявления противоправных деяний со стороны руководства (арбитражных управляющих).

Очевидно, что переломить ситуацию одними мерами прокурорского реагирования не удастся, и здесь требуется консолидация усилий всех органов власти, направленных на стабилизацию и создание социально-экономических условий, способствующих развитию экономики региона и разрешению всех социальных проблем в сфере трудовых отношений.

Под пристальным вниманием прокуроров находятся вопросы защиты прав и законных интересов инвалидов, пенсионеров, престарелых и других социально незащищенных слоев населения.

Мерами реагирования устранялись нарушения правил пожарной безопасности, санитарных и гигиенических норм в социальных и медицинских учреждениях с круглосуточным пребыванием граждан.

Органами власти и местного самоуправления не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов ко всем объектам социальной и транспортной инфраструктуры, а также доступ к информации, что явилось основанием для прокурорского реагирования.

Важное значение имеет вопрос трудоустройства инвалидов. Необходимо уделять внимание соблюдению законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов органами службы занятости и работодателями.

Требуют постоянного внимания вопросы предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и соблюдения жилищных прав социально незащищенных граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны. Нарушения в данной сфере по-прежнему имеют место. Так, по заявлению прокурора Калязинского района судом восстановлены права ветерана Великой Отечественной войны, который был незаконно исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С целью обеспечения жильем всех нуждающихся ветеранов необходимо продолжить надзорное сопровождение на данном направлении (слайды).

При распространенности нарушений прав инвалидов и престарелых прокурорами Пеновского, Краснохолмского, Фировского районов, г. Осташкова данное направление надзорной деятельности оставлено без внимания.

По коэффициенту смертности Тверская область занимает первое место среди регионов Центрального федерального округа. Наиболее высокий показатель смертности зафиксирован в Жарковском, Лесном, Молоковском и Сандовском районах. В структуре причин смертности основное место занимают заболевания органов кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления и травмы.

При незначительном снижении общей заболеваемости в регионе, этот уровень выше среднероссийского по взрослому населению на 16,9 %. К зоне риска отнесены Сандовский, Спировский, Максатихинский, Андреапольский, Кимрский, Рамешковский, Вышневолоцкий, Лихославльский, Нелидовский, Осташковский районы.

Актуальность проблем в сфере здравоохранения требует постоянного внимания прокуроров и более системного подхода к надзору за исполнением этого вида законодательства.

В 1 полугодии 2017 г. прокуроры активнее использовали полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, связанных с охраной здоровья и медицинской помощью. По материалам проведенной прокуратурой Пролетарского района г. Твери по обращению гражданина проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по факту смерти пациента в результате некачественно оказанной медицинской помощи в ГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи».

Работу, направленную на привлечение к установленной ответственности лиц, нарушивших закон и права граждан на охрану здоровья, необходимо продолжать.

Особым показателем результативности проводимой работы по соблюдению прав граждан на охрану здоровья являются обращения граждан. Увеличение обращаемости граждан в органы прокуратуры и контролирующие органы в сфере здравоохранения свидетельствуют, в том числе, о неэффективности работы органов управления здравоохранением в части организации оказания медицинской помощи населению.

Предметом наибольшего числа жалоб стало отсутствие в аптечных учреждениях льготных лекарственных средств по причине ненадлежащей организации Министерством здравоохранения Тверской области лекарственного обеспечения населения.

Выявленные нарушения закона явились основанием для внесения представления заместителю Председатель Правительства Тверской области. Об имеющихся на данном направлении проблемах проинформирован Губернатор области.

Складывающаяся ситуация требует от нового руководства Министерства здравоохранения Тверской области выработки иных подходов к организации работы в данной сфере в целях удовлетворения потребности в необходимых льготных лекарственных препаратах, повышения качества медицинской помощи.

При значимости вопросов прокурорами на местах работа по защите прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь ослаблена. Кимрским, Конаковским межрайонными прокурорами, прокурорами Заволжского района г. Твери, Андреапольского, Западнодвинского, Сандовского, Спировского, Оленинского районов внимание сфере здравоохранения не уделено, результаты надзорной деятельности отсутствуют, хотя практически все указанные районы отнесены к зоне риска по уровню заболеваемости населения. В связи с этим, предупреждаю указанных прокуроров о персональной ответственности за ненадлежащую организацию надзора на данном направлении.

В целях повышения эффективности надзора необходимо планировать и проводить аналитические и надзорные мероприятия, в том числе:

- проверки соблюдения законодательства в части своевременного и качественного оказания медицинской помощи. Остро реагировать на факты неправомерного отказа гражданам в оказании медицинской помощи;

- осуществлять мониторинг состояния отсроченного обслуживания рецептов на льготные лекарственные препараты, принимать своевременные меры по устранению нарушений прав граждан, в том числе используя полномочия по предъявлению в суд исков;

- обеспечить надзорное сопровождение проведения мероприятий по диспансеризации определенных групп населения, результативность которых в регионе крайне низкая. Выполнение плана диспансеризации в 2016 г. составило 56,6%, а в ряде районов этот показатель не превышает 40%: Лесной - 13,8%, Вышневолоцкий – 25%, ЗАТО Озерный – 26,1 %, Конаковский – 35,2%, Краснохолмский – 36%, Торопецкий – 36,6 %, Андреапольский – 36,9%, Бологовский – 38,9%. (Для сравнения в Пеновском районе план по диспансеризации выполнен на 98,9 %, в Жарковском – на 96,6%).

- анализировать полноту исполнения органами местного самоуправления установленных полномочий в сфере здравоохранения, включая создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников, поскольку одной из основных причин длительности ожидания врачебных приемов, диагностических процедур и т.д., является кадровый дефицит.

Обеспечения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере остается наиболее актуальной для области.

Усилия прокуратуры области в истекшем периоде 2017 г. были сосредоточены на организации надзора за своевременным выявлением, устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, соблюдением законодательства при возникновении аварий, влекущих ограничение и прекращение поставки коммунальных ресурсов, начислении платы за коммунальные услуги, управлении многоквартирными домами.

Проведенными в текущем году аппаратом прокуратуры области проверками, а также Комиссией Генеральной прокуратуры РФ констатирована неспособность эффективной работы исполнительных органов государственной власти области в рамках своих полномочий, в связи с чем, первому заместителю Председателя Правительства Тверской области и руководителю ГУ РЭК Тверской области внесены представления.

Работа органов местного самоуправления также не отличается эффективностью, в том числе при осуществлении муниципального жилищного контроля, организации тепло-, водо-, электроснабжения граждан.

Работа управляющих и обслуживающих жилой фонд компаний вызывает большие нарекания у граждан, однако жалобы граждан уполномоченными контролирующими органами игнорируются, аннулировании лицензии недобросовестных управляющих копаний не инициируется.

На особый контроль прокурорами должны быть поставлены вопросы надлежащей и своевременной подготовки муниципальных образований, жилого фонда, организаций жилищно-коммунального комплекса и социальных объектов к эксплуатации в зимних условиях.

Вышневолоцким, Нелидовским, Кимрским и Бежецким межрайонными прокурорами, прокурорами Лесного, Рамешковского, Сонковского, Фировского районов проводилась работа по выявлению и устранению нарушений прав граждан на питьевое водоснабжение, качество которого в регионе крайне низкое.

Вышневолоцким межрайонным прокурором и прокурорами Фировского и Лесного районов направлены 14 исковых заявлений о возложении обязанности на администрации сельских поселений организовать водоснабжение населения качественной питьевой водой в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил. Иски рассмотрены и удовлетворены, установлен контроль за фактическим исполнением решений судов. По аналогичным фактам внесено 11 представлений, 2 лица привлечены в административной ответственности.

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство, регламентирующего вопросы обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов и правила ограничения поставки и отбора газа аппаратом прокуратуры области разработана типовая схема действий прокуроров при получении копии уведомления о предстоящем частичном ограничении поставки газа. На места направлено информационное письмо о порядке осуществления надзорных полномочий при реализации указанных правовых актов. Инициированы проверки соблюдения теплоснабжающими организациями способа обеспечения поставки газа не имеющим задолженности абонентам (Вышневолоцким, Торжокским межрайонными прокурорами, прокурором Заволжского района г. Твери и другими).

Проверки, к сожалению, показании отсутствие на практике технологических возможностей прекращения газа исключительно недобросовестным потребителям и подключения к источникам газа по существующим схемам теплоснабжения добросовестных потребителей, в связи с чем остается не решенным вопрос правовой неурегулированности на субъектовом уровне технологии защиты граждан.

Требует дальней проработки вопрос выбора практических вариантов, позволяющих не допустить нарушения прав добросовестных плательщиков – граждан путем сокращения поставок газа производителю тепла пропорционально оплате, полученной за энергоресурсы.

Прокуроры вынуждены пока обращаться в суд с заявлениями о признании незаконными действий по ограничению подачи газа, и о незамедлительном принятии обеспечительных мер в виде поставки газа, и одновременно привлекать генерирующие организации к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за услуги ненадлежащего качества, а также по ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ за невыполнение обязанности о самостоятельном введении ограничения режима потребления газа.

Активизация надзора в указанных сферах начата с 2016 г., чем обусловлены примеры реагирования на бездействие ГУ «ГЖИ» Тверской области при контроле за устранением нарушений лицензионных требований в деятельности управляющих компаний, незаконное установление ГУ «РЭК» Тверской области тарифов на размещение отходов.

Проведенный в 1-полугодии 2017 г., в рамках исполнения плана реорганизации надзорной деятельности в сфере ЖКХ анализ таких причин позволил выявить основные направления надзора в сфере ЖКХ, требующие усиленного внимания со стороны аппарата прокуратуры области, в том числе по определению перечня органов государственной власти Тверской области устранившихся от реализации возложенных на них полномочий, сформировать практику привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение порядка расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, отреагировать на факты бездеятельности ГУ «ГЖИ» Тверской области и ГУ «РЭК» Тверской области.

В истекшем периоде 2017 г. не терял своей актуальности надзор за соблюдением жилищных прав граждан, где напряженной остается ситуация с неудовлетворительным состоянием исполнения программ по переселению граждан из аварийного жилья и капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Работа органов власти и местного самоуправления явна недостаточна.

Не завершены в установленный срок мероприятия региональных адресных программ по переселению на территории г. Осташкова, г. Кимры, г. Бологое и пос. Калашниково Лихославльского района.

Невыполнение целевых показателей, связано, в том числе, с недостаточной подготовительной работой муниципальных образований к реализации Программ и слабым контролем за выполнением застройщиками контрактных обязательств, которые нередко стремятся провести работы без соблюдения строительных норм и правил и присвоить денежные средства, выделенные на эти цели. Такой факт выявлен прокуратурой Лихославльского района, которой установлено, что ООО «НовСтройТех» не направило на строительство дома по адресу: Тверская область, Лихославльский район, п.Калашниково, ул.Правды денежные средства в сумме свыше 12 млн.руб., выделенные из Фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета.

По материалам прокурорской проверки правоохранительными органами возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Одним из распространенных нарушений, выявляемых прокурорами, остается принятие решений органами местного самоуправления о вводе построенных многоквартирных домов в эксплуатацию при наличии невыполненных работ. Указанные факты выявлялись Бологовским, Нелидовским межрайонными прокурорами, прокурорами Калязинского, Селижаровского, Сонковского районов.

Выявлялись многочисленные нарушения в части неисполнения органами местного самоуправления в отношении муниципального жилого фонда обязанности по внесению платы за капитальный ремонт, что негативно влияет на финансовую неустойчивость деятельности регионального оператора, снижение объема фонда капитального ремонта, необходимого для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. По состоянию на 01.07.2017 указанная задолженность составила 76,9 млн.руб.

Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой установлен факт неперечисления ООО «ПЖРЭУ» в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов денежных средств в сумме 1.1 млн.руб., собранных с граждан за капитальный ремонт, что явилось поводом для направления материалов в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждено уголовное дела по ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Учитывая, что программы по переселению граждан должны быть исполнены до 01.09.2017 необходимо под личную ответственность прокуроров установить жесткий контроль за ходом их реализации, выполнением условий муниципальных контрактов, целевым использованием бюджетных средств на местах, качеством построенного и отремонтированного жилья.

Прокурорами уделялось внимание защите прав участников долевого строительства. Без реагирования не остались факты нарушения застройщиками сроков ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, неразмещения необходимой документации в сети Интернет и несоответствия жилых помещений санитарным нормам и техническим правилам, ненадлежащего ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и несвоевременного опубликования сведений о проведенных проверках деятельности застройщиков.

Несмотря на проделанную работу на территории области отмечается тенденция к увеличению числа многоквартирных домов, к строительству которых привлечены денежные средства граждан, отнесенных к категории проблемных объектов (с 4 по состоянию на 01.01.2016 до 12 по состоянию на 01.06.2017), что свидетельствует о необходимости усиления прокурорского надзора на данном направлении и одновременно не снимает ответственности с органов государственной власти.

В ходе надзорной деятельности нужно пресекать случаи неправомерного расходования средств участников долевого строительства, привлечения денежных средств граждан до государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве, заключения не предусмотренных законодательством договоров.

В этой связи прокурорам, на территории которых находятся объекты долевого строительства необходимо во 2 полугодии 2017 г. организовать и провести целевые проверки деятельности застройщиков.

Обеспечение социальных прав граждан возможно только в условиях стабильно-развивающейся экономики.

Прокурорами уделялось существенное внимание надзору за исполнением законов сфере экономики, защиты предпринимательской деятельности. Повышена результативность реализации прокурорами полномочий по направлению материалов проверок для рения вопроса об уголовном преследовании, применению мер административной ответственности в сфере бюджетных правоотношений, закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, защиты бизнеса.

В результате принятых мер прокурорского реагирования с начала 2017 г. Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области активизировано проведение мероприятий, направленных на увеличение ввода в оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности. Только за 1 полугодие 2017 г. сельхозпроизводителям предоставлено 63 земельных участка общей площадью 1405,4 га.

Прокуратура области отреагировала на факты ненадлежащего использования государственного имущества Тверской области, в том числе находившихся в ведении государственных предприятий, поскольку более 200 объектов заброшены, разрушены, отдельные объекты используются без правоустанавливающих документов.

Основной причиной допускаемых нарушений является неспособность органов государственной власти, органов местного самоуправления обеспечить эффективное планирование, расходование бюджетных средств, благоприятный инвестиционной климат, рачительное использование имеющихся в распоряжении ресурсов.

Несмотря на активизацию надзора за исполнением законов в сфере защиты прав предпринимателей, актуальными остаются вопросы административных барьеров и избыточного давления на хозяйствующие субъекты, обеспечения прав предпринимателей при оплате работ в рамках исполняемых государственных и муниципальных контрактов.

При дефиците муниципальных бюджетов требует повышения внимания исполнение на территории области законодательства о налогах.

Меры ответственности по выявляемым правонарушениям в сфере закупок не всегда носят эффективный характер, касаются формального нарушения требований закона без устранения системных проблем.

В условиях использования института банкротства, как средства сокрытия уголовно-окрашенных финансовых операций необходимо выстроить систему упреждающего противодействия, сопряженного с неотвратимостью ответственности виновных лиц за наступивший вред общественным интересам, на это необходимо ориентировать всю правоохранительную систему.

В условиях нестабильности рыночных котировок на ряд товаров, в первую очередь на продукты питания, бензин и иное топливо от прокуроров требуется не допустить нарушение прав граждан и общества. Отдельно необходимо уделять внимание законности утверждённым тарифам на оказываемые жилищные услуги, особенно в сфере водоснабжения и водоотведения, которые зачастую оказываются ненадлежащего качества.

Необходимо обратить внимание прокуроров на организацию надзора за исполнением законов в кредитно-банковской сфере, об охране прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав.

Ситуация в сфере защиты и восстановления социальных прав граждан остается сложной и требует особого внимания и усилий. Необходимо осуществлять системный мониторинг социально-экономической ситуации на поднадзорной территории, в том числе на основе инициативного сбора и анализа данных о состоянии законности, обмена информацией с правоохранительными и контролирующими органами, своевременно принимать необходимые меры в рамках предоставленных законом полномочий.

Надзорная деятельность должна быть нацелена на реальное устранение нарушений закона и прав граждан, особенно в социальной сфере, и улучшение состояния законности в целом. Достижению этой цели должна способствовать эффективная работа контролирующих органов. Однако контрольные функции этими органами не всегда исполняются надлежащим образом, что требует внимания прокуроров при осуществлении надзора.

Итогом работы прокурора должна быть помощь конкретным гражданам, чьи права и интересы нарушены, привлечение виновных лиц к установленной ответственности, предупреждение нарушений закона».

Новость на сайте Прокуратуры РФ Тверской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:07:24 18:00 (МСК)

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Тверская область

Последние новости

Все новости