Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Главная военная прокуратура

23 июня 2017 года Ко Дню памяти и скорби. «Горячие» дела фронтовой поры

Григорий Иванович Новосадов родился в 1915 году в городе Шпола Киевской губернии. Отца не было, его воспитывала одна мать.

- Детство у него тяжёлое очень было, - рассказывает Елена Васильевна – неизменная подруга жизни Григория Ивановича, с которой они прожили душа в душу более полувека. - Голод тогда был. Он с 14 лет содержал маму…

После школы Григорий поступил в техникум сельского хозяйства. 1932 год, коллективизация. Они с товарищем подрабатывали по ночам на сахарном заводе: днём учились, а ночью разгружали мешки с сахаром. Питались им же, квашеными огурцами и хлебом – 800 граммов в сутки.

- И вот, идём мы с ночной смены - много народу стоит возле военкомата, - вспоминает ветеран. - Ну и мы туда. Выбегает работник военкомата со словами: «Вы что тут стоите? В военное училище?» Мы молчим… «Откуда вы? Кто вы?» - Ну, ответили, что в техникуме учимся. «Где ваши документы?» - И отправил нас за документами.

Так Григорий Иванович волею судьбы попал в армию – получил назначение в Тамбов, в полевую артиллерию.

Григорий Иванович вспоминает…

- Когда началась война, мы сидели в библиотеке, готовились к экзамену по трудовому праву. Вдруг все выбежали из аудитории, никого не осталось. Я думаю, в чем дело? А мне говорят: война началась…

До этого ведь я командовал батареей в полку, до поступления в юридическую академию. Вызывает меня руководство ночью: «Товарищ старший лейтенант, академия уходит в Иваново. Вы остаётесь здесь. Вот вам рота курсантов с первого курса». В общем мне оставили человек 50–60. «Ваша задача – погрузить всё имущество академии и отправить поездом в Ашхабад».

С трудом добрались до Ашхабада, дали нам школу для дислокации. Позже приехали все остальные.

Ранен был в где-то 1943 году, при нападении немецкой авиации в деревне Бубново, направлен в госпиталь.

Затем стал военным следователем прокуратуры 2-го Украинского фронта.

- Расскажи про самое страшное. Всегда вспоминал… Про случай во время форсирования Днепра, - говорит Елена Васильевна, - Вот, сколько лет прошло, а до сих пор вспоминает…

- Один из батальонов атаковал первым. Немцы, конечно, пытались сбросить его в Днепр. Не удавалось. Правда, сумели захватить первую линию. Наши убежали на вторую. А командовал здесь начальник штаба батальона - капитан.

«Поднимай солдат! Взять эту линию!» - кричит он лейтенанту, дальше ведь некуда было отступать. «Поднимай, а то застрелю!» - А тот: «Стреляй!» - Капитан и выстрелил…

И в штабе дивизии, и в штабе армии стало известно об этом случае. Командующий приказал: сегодня же доложить. А как туда пробраться? Тут – миномёт, там – пулемёт! Днём нос не покажешь, потому что всё просматривается, простреливается, а ночью немцы ракеты пускают. Маленькие такие, светящиеся, так что видно всё.

Григорий Иванович тогда следователем в дивизии был. По приезде дали ему в подмогу двух солдат, в камышах ожидала лодка. Переправляться на другой берег решено было ночью, «пока ракетка осветительная тухнет».

- Выскочили мы на середину Днепра, рванула ракета, мы - как на столе, всё видно. Ну, немцы огонь по нам из пулемёта! Лодка перевернулась. Я - в воде. Солдаты - в воде. Берег рядом был, метрах в двух-трёх. Я молодой был, плавал хорошо, но на мне шинель и сапоги. Это был сентябрь или октябрь, уже холодновато было. Рванул я, и чувствую, что в шинель воды набралось и в сапоги… и тянет меня ко дну, аж сил нет! – Григорий Иванович заметно волнуется.

- А берег-то рядом, метр остался. И вдруг я коленями по дну!.. Один из солдат спасся, другой погиб…

Спрашиваю, а что стало с теми, из-за кого Григорий Иванович прибыл туда.

- А что с ними? Похоронили – и всё. Таблички написали: капитан такой-то, лейтенант такой-то. А когда этот капитан в лейтенанта выстрелил, прокричал: «За мной!» - И рванул батальон. А немцы по капитану очередью из автомата. И тот убит, и этот. Ну, вот такая обычная картина…

- Страшная картина, - вздыхает Елена Васильевна.

- На фронте разрешено было применять оружие в случае проявления трусости. «Ни шагу назад!» - приказ Сталина.

Разные дела были, всех и не припомнишь…

Победу Григорий Иванович застал в Чехословакии. На груди красовались ордена и медали – «Красного Знамени», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта» и другие.

В последующем ему довелось долгое время работать в Главной военной прокуратуре.

Екатерина Панфилова

Новость на сайте Прокуратуры РФ Главной военной

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2017:06:23 11:30 (МСК)

Регионы России: ЦФО, Главная военная прокуратура

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Главная военная прокуратура

Последние новости

Все новости