Основная цель программы - переселение граждан из аварийного жилищного фонда, создания им безопасных и благоприятных условий для проживания и увеличение объемов жилищного строительства на территории Республики Тыва.
Согласно программе из аварийного и ветхого жилья планировалось переселить в новые квартиры 5 тыс жителей в городах Кызыле, Туране и Чадане, в поселке городского типа Каа-Хем и в селе Бай-Хааке Тандинского района.
По состоянию на апрель 2017 года строительство нового жилья и, соответственно, переселение граждан по названой программе завершено только в г. Чадане и в поселке городского типа Каа-Хеме. Ключи от новых квартир здесь получили 367 человек или 7,3 процента от общего числа жителей, которых необходимо было переселить в новое жилье. В остальных городах состояние с переселением граждан остается плачевным.
Так, в г. Туране строительство нового жилья для переселенцев даже не начиналось. Законность получения гражданами новых квартир в селе Бай-Хааке вызвало у правоохранителей серьезные вопросы. В настоящее время по факту хищения на объекте бюджетных денег расследуется уголовное дело. В г. Кызыле из запланированных десяти многоквартирных жилых домов, введен в эксплуатацию только один. Сроки сдачи в эксплуатацию остальных девяти домов не определены.
Прокурорскими работниками подсчитано, что, учитывая положение дел по реализации программы в городах Кызыле и Туране, а также в селе Бай-Хааке Тандинского района, фактически переселено всего 367 жителей из запланированных программой 5 тыс граждан. Это свидетельствует о существенных проблемах, возникших при реализации программы в республике.
Органами прокуратуры республики на системной основе осуществлялся надзор за реализацией указанной программы, анализировалось состояние законности при ее «воплощении». Анализ прокурорского надзора в этой сфере показал, что недостатки выполнения программы на территории Тувы были связаны с: неспособностью органов исполнительной власти республики отслеживать выполнение этапов программы. Безответственным было отношение заказчика к выбору подрядных организаций, которые финансировались в нарушение контрактов и законодательства. Отсутствовали претензионные требования к подрядным организациям за неисполнение условий контрактов. Сказалась и слабая обеспеченность профессиональными трудовыми ресурсами, отсутствие должной материально-технической базы подрядных организаций, что не соответствовало объему предъявляемых работ.
Эти и другие причины в своей совокупности привели, к срыву установленных сроков исполнения контрактов и к провалу исполнения указанной программы в целом. При этом нарушения часто имели серьезный криминальный характер. Они связаны с откровенным хищением бюджетных средств, превышением и злоупотреблением должностных лиц органов исполнительной власти республики и заказчиков своими полномочиями при распределении денег, предусмотренных программой. Чиновники халатно относились к исполнению своих должностных обязанностей.
Так, только за 2016 год органами предварительного следствия республики было возбуждено восемь уголовных дел: пять из них в отношении руководителей подрядных организаций, три - в отношении должностных лиц. По итогам первого квартала текущего года уже возбуждено два уголовных дела в указанной сфере.
Общий ущерб от преступных действий виновных лиц предварительно органами следствия оценивается в сумму, превышающую 700 млн.рублей.
Еще два материала проверок, направленных органами прокуратуры республики для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении руководителя подрядной организации и должностного лица одного из министерств республики, курировавшего вопросы исполнения программы, находятся на рассмотрении следственных органов. По ним проводится доследственная проверка.
Срок действия программы переселения граждан из аварийного жилья завершается в сентябре текущего года. Но уже сегодня можно утверждать, что в результате безграмотной и преступно халатной работы органов исполнительной власти республики, заказчиков и подрядчиков, цели, поставленные программой, выполнены не будут. А это повлечет массовые нарушения жилищных прав граждан, имеющих право на переселение из ветхого аварийного жилья в новые квартиры.
Данное обстоятельство, в свою очередь, может создать предпосылки для возникновения социального напряжения в обществе, что является недопустимым.
Органами прокуратуры республики работа по укреплению законности при реализации программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья будет продолжена. Мы не должны допустить, чтобы люди, живущие в аварийных домах, оказались под их обломками. Кроме того, прокуратура приложит максимум усилий, чтобы деньги, похищенные при реализации программы, были возвращены в казну государства.