Основным индикатором состояния законности является работа с обращениями граждан.
В 2016 году в сравнении с результатами работы 2015 года число поступивших в Приволжскую транспортную прокуратуру обращений увеличилось на 15%, граждан, обратившихся на личный прием – на 34%.
Это говорит о продолжающемся росте доверия граждан к работе органов прокуратуры и непосредственно Приволжской транспортной прокуратуры.
Как и прежде, большая часть разрешенных обращений (65,5 %) касалась вопросов надзора за исполнением федерального законодательства.
В каждом втором случае граждане обращались по вопросам безопасности на транспорте, нехватки железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, пешеходных переходов и мостов, невозможности их эксплуатации ввиду ненадлежащего технического состояния, нарушений прав пассажиров, в том числе в связи с задержками авиарейсов и обслуживанием маломобильных групп граждан.
По результатам проверок четверть из разрешенных обращений признаны обоснованными.
Шестую часть составили обращения по вопросам нарушений трудовых прав работников. Большинство заявителей писали о наличии перед ними у работодателей задолженности по заработной плате, кроме того, они обжаловали приказы о дисциплинарных взысканиях. Каждое третье обращение нашло свое подтверждение и было удовлетворено прокуратурой с принятием необходимых мер реагирования, направленных на восстановление прав заявителей.
В частности, в целях восстановления нарушенных трудовых прав граждан, Приволжский транспортный прокурор выехал в Республику Марий Эл, где провел встречу с трудовым коллективом ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» по вопросам оплаты труда. По результатам встречи в тот же день им организовано и проведено оперативное совещание с министром промышленности, транспорта и дорожного хозяйства республики, руководством авиационного предприятия, представителями трудового коллектива и приглашенными уполномоченными лицами налоговых органов и органов государственной инспекции труда в Марий Эл. Прокуратурой незамедлительно в интересах 46 работников указанного предприятия направлены в суд заявления о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по заработной плате, руководителю государственного бюджетного учреждения объявлено предостережение, а Главе Республики Марий Эл внесено представление. В результате прокурорского вмешательства долги по заработной плате работникам авиапредприятия выплачены в полном объеме.
В сфере транспорта граждане чаще обращались по вопросам соблюдения их прав на железнодорожном транспорте, реже – на воздушном и внутреннем водном.
Кроме того, по обращениям субъектов предпринимательской деятельности прокуратурой предпринимались меры к снижению давления на бизнес.
Обращения на нарушения таможенного законодательства в основном касались обжалования действий должностных лиц таможенных органов и иных лиц при осуществлении таможенного контроля, применении таможенных процедур, принятии решений о классификации товара, а также в сфере деятельности складов временного хранения.
Если говорить о динамике и характере поступавших в 2016 году обращений, следует отметить, что в первом полугодии прошлого года преобладали обращения по вопросам нарушения трудового законодательства, во втором полугодии – они чаще касались вопросов безопасности людей на транспорте.
Прокуратурой активно осваивались различные формы и методы работы с населением. Широкое распространение получила практика проведения выездных личных приемов граждан, в том числе с выходом на место и участием заявителя.
Успешно использовалась практика организации личного приема граждан в режиме видеоконференцсвязи.
Гражданами с целью получения информации по интересующим вопросам активно использовались возможности интернет – ресурсе Приволжской транспортной прокуратуры «Бесплатная правовая помощь».
Работа на данном направлении будет продолжена.