Сегодня, 9 декабря 2016 года, во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный в связи с принятием и открытием для подписания Конвенции ООН против коррупции.
Коррупция наносит существенный ущерб интересам государственной власти и экономики, подрывает доверие населения в способность власти действовать в правовом поле.
Однако, проявления коррупции имеют место не только в сфере государственной и муниципальной службы в виде взяточничества, всевозможных злоупотреблений должностными полномочиями, различного рода хищений с использованием своего служебного положения со стороны чиновников, но и среди тех, кто осуществляет свою деятельность в коммерческих и иных организациях и также злоупотребляет своими полномочиями, совершает хищения с использованием служебного положения, незаконно получает деньги и иные ценности, услуги материального характера от иных лиц за совершение действий либо бездействие в их интересах.
К коррупции относятся и действия граждан, незаконно передающих должностным лицам государственных и муниципальных органов либо лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях, деньги за совершение действий (бездействие) в интересах дающего (дача взятки, коммерческий подкуп).
Для органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за исполнением законов и вести совместно с другими правоохранительными органами борьбу с преступностью, противодействие коррупции во всех её проявлениях является одним из важнейших направлений деятельности.
Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой, надзорная деятельность которой охватывает объекты, органы и организации воздушного, железнодорожного и водного транспорта, а также таможенную сферу в Иркутской и Амурской областях, Забайкальском крае, республиках Бурятия и Саха (Якутия), в текущем году выявлено более 400 нарушений антикоррупционного законодательства.
В целях устранения и пресечения таких нарушений закона принимались различные меры прокурорского реагирования, в том числе: руководителям внесено 48 представлений; по инициативе транспортных прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 55 должностных лиц, 18 лиц по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Также, прокурорами практиковалось обращение в суд для понуждения к устранению допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции, взыскания денежных средств, добытых коррупционным путем. Судом рассмотрено и удовлетворено 18 таких исковых заявлений прокуроров.
Так, по направленным в суды Читинским транспортным прокурором исковым заявлениям было взыскано с осужденных в доход государства незаконно полученных ими в качестве взяток и коммерческих подкупов денежных средств на общую сумму около 5 миллионов рублей.
Также, судом рассмотрены и удовлетворены исковые заявления Могочинского транспортного прокурора о взыскании с бывшего ревизора по безопасности движения в доход РФ денежных средств в сумме 155 тысяч рублей, полученных в результате его коммерческого подкупа.
В ходе проведенной Бурятской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о закупках товаров и услуг для государственных нужд в Бурятской таможне выявлены имевшие коррупционную составляющую нарушения в деятельности одного из таможенных инспекторов отдела тылового обеспечения, выразившиеся в незаконном получении в рамках государственного контракта за счет средств Бурятской таможни медицинских услуг для себя и своих близких родственников. По указанным материалам прокурорской проверки, направленным в следственный орган, были возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения), которые после проведенного расследования направлены прокуратурой в суд.
В качестве меры реагирования на допускаемые представителями коммерческих организаций нарушения антикоррупционного законодательства, связанные с подкупом должностных лиц в интересах этих организаций, транспортными прокурорами использовалось привлечение коммерческих организаций, как юридических лиц, к административной ответственности. В текущем году по инициативе транспортных прокуроров по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконная передача вознаграждения в интересах юридического лица) к административной ответственности было привлечено 4 таких юридических лица.
Так, 12 мая 2016 года по инициативе Читинской транспортной прокуратуры привлечено судом к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 млн. рублей ООО «Якуттрансагентство». Основанием для возбуждения прокуратурой указанного административного производства явились результаты расследования и судебного рассмотрения уголовного дела по факту передачи представителем этого юридического лица Шутовым денежных средств в размере 209 000 рублей заместителю руководителя Забайкальского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Суйкову за совершение действий в интересах этой компании.
В ходе прокурорских проверок, как и ранее, выявлялись нарушения руководителями различных организаций антикоррупционного законодательства при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. В таких случаях закон обязывает работодателей направлять об этом в установленный срок и в установленном порядке уведомления по прежнему месту их службы, что делалось не всегда. В связи с этим, в отношении руководителей, допустивших такие нарушения, а также самих организаций, как юридических лиц, возбуждались дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ.
Так, в мае 2016 года за нарушения при приеме на работу бывшего сотрудника УФМС России по Иркутской области по материалам проведенной Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой проверки и возбужденного дела об административном правонарушении было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей юридическое лицо - ОАО «Международный Аэропорт Иркутск».
20 апреля 2016 года мировым судом привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере 20 тыс. рублей начальник ФКУ «Центр ГИМС по Иркутской области» Субханкулов, который не направил уведомление о заключении трудового договора с бывшим сотрудником ГУ МЧС России по Иркутской области.
По материалам Иркутской транспортной прокуратуры в отношении юридического лица ООО «Иркутский Вторчермет» и его руководителя Войтовича 22 июня 2016 года мировым судом вынесено постановление о назначении штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ в размере 100 тыс. рублей и 20 тыс. рублей соответственно. Основанием привлечения их к ответственности послужил факт нарушения закона при заключении трудового договора с бывшим сотрудником транспортной полиции.
Как и прежде, значительное внимание Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой уделялось вопросам борьбы с преступлениями коррупционной направленности.
Так, поднадзорными прокуратуре правоохранительными органами было выявлено 44 факта получения взяток и 60 – дачи взяток, а также 29 - коммерческого подкупа. Транспортными прокурорами осуществлялся надзор за расследованием следственными органами 132 возбужденных в текущем году уголовных дел по 165 преступлениям коррупционного характера.
Всего в суд для рассмотрения по существу направлено 91 уголовное дело данной категории в отношении 98 лиц. К настоящему времени судами рассмотрено с участием государственных обвинителей органов прокуратуры 74 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 74 лиц.
Например, 2 февраля 2016 года Забайкальским районным судом Забайкальского края приговорена к 4 годам лишения свободы со штрафом в размере 1 080 000 рублей с лишением права занимать должности в таможенных органах сроком на 2 года бывшая главный государственный таможенный инспектор Днепровская Л.В. за неоднократное получение взяток за обеспечение беспрепятственного перемещения из КНР в РФ коммерческих партий товаров под видом товаров для личного пользования.
Работа прокуратуры совместно другими правоохранительными органами по указанным и иным направлениям борьбы с коррупцией будет продолжаться. Однако, на наш взгляд, усилий только одних правоохранительных структур недостаточно. Необходимо, чтобы и иные органы, организации и учреждения, общественность, в том числе на транспорте, принимали меры к искоренению коррупции в своей среде, создавали такие условия, при которых она не могла бы существовать либо её масштабы были бы минимальными, надлежащим образом исполняли направленное на это антикоррупционное законодательство.