29 ноября 2016 года, в прокуратуре области под председательством прокурора области Сергея Берижицкого состоялось совместное заседание коллегий прокуратуры и управлений МВД России и ФСИН России по Оренбургской области.
Основным вопросом повестки дня стало состояние законности и практика прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Прокурор области отметил, что соблюдение законности в указанной сфере способствует профилактике рецидивной преступности и воспитанию в обществе нетерпимого отношения к нарушениям законодательства, совершению преступлений.
В настоящее время в России применяется широкий спектр наказаний, альтернативных лишению свободы, исполнение которых возложенона уголовно-исполнительные инспекции. В 2016 году эти учреждения исполняли наказания в отношении 11032 (2015 год – 9570) осужденных без изоляции от общества, в том числе в отношении 316 (2015 год – 282) несовершеннолетних.
Двукратно возросло число осужденных к запрету занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на 35 % - осужденных к обязательным работам, на 80 % - подозреваемых и обвиняемых с мерой пресечения в виде домашнего ареста. Количество осужденных условно и осужденных к ограничению свободы снизилось на 35 % и 23 % соответственно.
Ежегодно по учетам в филиалах уголовно-исполнительной инспекции проходит свыше 4 тыс. осужденных к обязательным работам, около 2,5 тыс. осужденных к исправительным работам. В 2016 году исполнялось наказание в отношении 1749 осужденных к ограничению свободы.
Участники обсуждения подняли вопрос об эффективности участия органов местного самоуправления и предприятий в решении вопросов трудоустройства осужденных. В области встречаются случаи, когда базовые предприятия, включенные в специальные реестры организаций, обязанных принимать осужденных на работу для отбытия ими назначенного наказания, не связанного с лишением свободы, отказывают осужденным в трудоустройстве. Так, предприятия в Сакмарском, Курманаевском, Асекеевском, Бугурусланском, Акбулакском, Ташлинском районах, г. Новотроицке отказывали в трудоустройстве осужденных к исправительным работам, в Абдулинском и Саракташском районах – к обязательным работам. На такие факты органы прокуратуры реагировали предусмотренными законодательством методами. 20 руководителей предприятий привлечены к административной ответственности.
Не остался без внимания правоохранителей и вопрос принятия муниципальных программ по ресоциализации, оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества, включения подобных мероприятий в существующие программы по борьбе с преступностью. От качества реализации таких мероприятий зависит эффективность перевоспитания осужденных. На сегодняшний день в области действует 13 муниципальных программ указанной тематики. Однако отдельные программные документы и содержащиеся в них мероприятия являются явно формальными, что недопустимо. К примеру, в Новосергиевском районе подпрограмма муниципальной программы по борьбе с преступностью, касающаяся социальной реабилитации и адаптации лиц, осужденных без изоляции от общества, предусматривала годовое финансирование всего в 1 тыс. рублей. В Ташлинском районе программа профилактики правонарушений вообще не предусматривала финансирование мероприятий по ресоциализации осужденных.
Прокурор области ориентировал коллег и подчиненных принципиально реагировать на каждый такой факт и не допускать формализма в вопросах профилактики преступности.
Резюмируя выступления по указанному вопросу, председательствующий отметил важность взаимодействия всех заинтересованных ведомств при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Также на коллегии были обсуждены вопросы формирования уголовно-правовой статистики.
Прокурор области заявил, что от качества формирования статистических данных, осуществления статистического наблюдения за состоянием преступности в регионе и работой органов правопорядка зависит, в первую очередь, благополучие населения. Успешность же статистической деятельности достигается грамотным взаимодействием всех заинтересованных ведомств и структур.
Статотчеты позволяют реально оценивать состояние преступности, ее динамику и стратегически выстраивать работу, направленную на борьбу с преступностью. К примеру, с 2010 года наблюдается рост количества преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах. Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии опьянения, составляет более 40%. Такие цифры сигнализируют о необходимости принятия соответствующих профилактических мер и определяют вектор работы органов правопорядка.
Для того, чтобы статистика была объективной прокуроры территорий ориентированы на осуществление принципиального прокурорского надзора за соблюдением законодательства в указанной сфере, проведение постоянных совместных с другими правоохранителями сверок, недопущение искажений статистических данных.