Органами прокуратуры республики в т.г. на наличие коррупциогенных факторов изучено около 9 тыс. нормативных правовых актов республиканского и муниципального уровней.
По результатам их изучения выявлено свыше 600 коррупциогенных факторов более чем в 500 актах органов власти и управления.
Для исключения выявленных корфакторов принесено 510 протестов, внесено 24 требования об изменении нормативных актов, 9 представлений и направлено 5 информаций.
Результатом данной работы стало приведение в соответствие с федеральным законодательством и исключение коррупциогенных факторов из «дефектных» муниципальных и региональных правовых актов.
Анализ практики антикоррупционной экспертизы показывает, что наиболее типичными коррупциогенными факторами, содержащимися в нормативных правовых актах, являются: широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», принятие правовых актов с нарушением компетенции, отсутствие или неполнота административных процедур, наличие завышенных требований к лицам, предъявляемых для реализации принадлежащих им прав.
К примеру, прокуратурой Ибресинского района в текущем году приняты меры по исключению коррупциогенного фактора, устанавливающего обременительные требования для граждан поселения (пп. «а» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96), из Порядка учета многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного 16.11.2015 решением Собрания депутатов Березовского сельского поселения № 3/1. В частности, названным Порядком предусматривалось истребование для постановки на учет не предусмотренного Законом Чувашской Республики от 01.04.2011 № 10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» документа, подтверждающего факт проживания на территории сельского поселения. По требованию прокурора в этот Порядок внесены изменения.
Прокурором Яльчикского района оспорены Правила землепользования и застройки 9 сельских поселений, которые обязывали заявителей обратившихся за получением разрешения на строительство предоставлять правоустанавливающий документ на земельный участок, который в силу Градостроительного кодекса РФ муниципалитет должен получать самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия. По результатам рассмотрения протестов в Правила внесены изменения.
В г.Чебоксарах коррупциогенный фактор, содержащий обременительные требования к организациям, выявлен в постановлении администрации г. Чебоксары от 30.04.2013 № 1282 «Об утверждении Порядка определения и назначения перевозчика на маршрут регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом без проведения конкурса на период до проведения очередного или повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев». Данное постановление возлагало на заявителей, являющихся юридическими лицами, обязанность по скреплению представляемой заявки печатью, тогда как с принятием Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» наличие печати для хозяйствующих субъектов является правом, а не обязанностью. По требованию прокуратуры коррупциогенный фактор исключен.
Работа на данном направлении продолжается.