Сегодня, 28.06.2016, в прокуратуре области состоялось заседание коллегии, на котором обсуждены результаты проверки исполнения законов об обеспечении безопасности несовершеннолетних, пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также соблюдения мер правовой защиты несовершеннолетних потерпевших.
На коллегии обсуждены проблемные вопросы организации и осуществления прокурорского надзора в указанной сфере, определены приоритетные направления дальнейшей работы.
На территории Ярославской области располагается 19 организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (2 дома ребенка, 14 детских домов, 2 школы-интерната, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей), в которых содержится 590 несовершеннолетних.
Проверке подвергнуты органы исполнительной власти области, местного самоуправления, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что до настоящего времени в Ярославской области не утвержден порядок выдачи органом, выступающим учредителем организации для детей-сирот, направления о помещении ребенка-сироты (ребенка, оставшегося без попечения родителей) в указанную организацию.
Горрайпрокурорами выявлены противоречащие требованиям закона локальные нормативные акты организаций для детей-сирот, определяющие порядок применения мер дисциплинарного взыскания к воспитанникам, посещения воспитанников кандидатами в усыновители и иными лицами.
В целом, в организациях для детей-сирот созданы благоприятные условия для пребывания, приближенные к семейным, способствующие их развитию детей и соответствующие состоянию здоровья и потребностям.
При этом имеют место нарушения законодательства, регламентирующего различные вопросы материально-технического оснащения данных организаций.
Так, допускаются нарушения санитарных норм и правил при организации питания и питьевого режима воспитанников.
Антитеррористическая защищенность организаций для детей-сирот не в полной мере отвечает требованиям закона: в ряде случаев отсутствует целостное ограждение территории; необходимое видеонаблюдение отсутствует.
Меры прокурорского реагирования приняты в связи с выявленными нарушениями законодательства о лицензировании медицинской деятельности, об охране здоровья детей, о защите персональных данных.
Имеют место отдельные случаи приема на работу лиц, не имеющих необходимого образования и квалификации.
Допускаются нарушения и при организации перевозок воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: поездки детей без сопровождения медицинскими работниками; непрохождение водителями повторных обязательных медицинских осмотров.
На постоянном контроле органов прокуратуры Ярославской области находятся самовольные уходы воспитанников из организаций для детей-сирот, причинами которых выступают в подавляющем большинстве случаев несовершеннолетних нежелание проживать в детском доме (школе-интернате) либо учиться, стремление увидеться с родственниками, склонность к свободному времяпрепровождению.
Вместе с тем выявляются и факты укрытия организациями для детей-сирот самовольных уходов воспитанников, а также совершенных в отношении них за время отсутствия противоправных посягательств; неполноты проведения с ними профилактической работы.
В 1 квартале 2016 года, как и в 2015 году, на территории Ярославской области наблюдается снижение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, их половой неприкосновенности.
В ходе надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства прокурорами обеспечивается неукоснительное исполнение органами предварительного расследования требований закона, регламентирующих вопросы правовой защиты несовершеннолетних потерпевших.
В суде прокуроры не только занимают принципиальную позицию в целях привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, но и принимают меры по возмещению ущерба, в том числе морального вреда, несовершеннолетним, ставшим жертвами преступлений.
Всего в ходе настоящей проверки выявлено 262 нарушения, опротестовано 19 незаконных правовых акта, внесено 27 представлений, по результатам рассмотрения которых 29 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, направлено 10 исковых заявлений, 23 лица привлечено к административной ответственности.
Фактическое устранение выявленных в ходе проверки нарушений находится на контроле органов прокуратуры.