Прокуратурой края обобщена практика исполнения законодательства о ценообразовании в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, а также проведена тематическая проверка в Региональной службе по тарифам Пермского края.
На сегодняшний день особо актуальна проблема отсутствия в крае утвержденного в установленном законом порядке норматива расхода тепловой энергии, необходимой для подогрева холодной воды до состояния горячей, используемого в качестве одного из составляющих формулы определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на нее (в том числе при открытой системе горячего водоснабжения). До настоящего времени исполнительный орган государственной власти края, уполномоченный на расчет и утверждение такого норматива, не определен.
Данные обстоятельства создают условия для нарушения прав потребителей, в том числе населения, на определение размера платы за предоставленную им коммунальную услугу по горячему водоснабжению в обоснованном размере.
Также прокуратурой края выявлены отдельные нарушения названного законодательства в деятельности Региональной службы по тарифам края. В частности, в ряде случаев подлежащие государственному регулированию тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения установлены РСТ края в отсутствие всех необходимых документов, подтверждающих расходы водоснабжающих организаций, с учетом которых рассчитывается соответствующий тариф, в том числе без предоставления организациями отчетов об исполнении производственных программ. Не всегда РСТ края реализуется право самостоятельного открытия процедуры установления тарифов в сфере водоснабжения при неисполнении регулируемыми организациями обязанности по обращению в орган тарифного регулирования с заявкой об установлении тарифов на очередной период регулирования.
Кроме того, до настоящего времени не налажено эффективное взаимодействие между исполнительным органами государственной власти края в части согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения. Региональный нормативный правовой акт, определяющий порядок совместных действий данных органов, включая сроки их совершения, отсутствует.
Помимо прочего отмечается низкая активность РСТ края в части осуществления контроля за выполнением производственных программ (проверки хода их реализации фактически не проводятся).
По данным основаниям 20.05.2016 Председателю Правительства края внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о ценообразовании в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (находится на рассмотрении).
Следует отметить, что на недостатки в деятельности РСТ края в сфере водоснабжения и водоотведения ранее неоднократно указывалось прокуратурой края.
В частности, 29.02.2016 прокуратурой края в РСТ края внесено представление в связи с необеспечением своевременного уведомления регулируемой организации о принятых тарифных решениях в сфере холодного и горячего водоснабжения, а также размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решений об установлении данных тарифов. Доводы прокуратуры края, изложенные в представлении, признаны обоснованными, приняты конкретные меры, направленные на устранение нарушений закона, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края