Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», п. 3 ст. 11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» за счет средств краевого бюджета обеспечиваются горячим завтраком и обедом без взимания платы обучающиеся:
- из семей со среднедушевым доходом семьи ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения;
- воспитывающиеся одинокими родителями, а также дети из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения и другие.
За счет средств краевого бюджета также обеспечиваются горячим обедом без взимания платы обучающиеся, подвозимые к данным организациям школьными автобусами, а также горячим завтраком и обедом - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ).
Проверки исполнения законодательства, гарантирующего обеспечение детей указанных категорий бесплатным питанием, показали, что в ряде случаев муниципальные нормативно-правовые акты не были приведены в соответствие с действующей редакцией п. 3 ст. 11 Закона края «О защите прав ребенка» и содержали не полный, либо расширенный перечень категорий обучающихся, имеющих право на предоставление горячего питания.
Из-за отсутствия надлежащего учета льготников, фактически посещающих образовательное учреждение, прокурорами двух районов выявлены факты незаконного списания денежных средств на питание детей, не посещающих образовательную организацию несколько дней в связи с болезнью.
Администрациями 8 районов не соблюдался Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3, 4 ст. 11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 24.02.2015 №65-п.
Так, администрациями школ учитывались не все виды доходов заявителя, в ряде случаев принимались решения на основании сведений, не оформленных надлежащим образом, то есть со слов законного представителя несовершеннолетнего, либо на основании актов материально-бытового обследования условий жизни обучающегося.
В отдельных случаях выявлены факты незаконного отказа администрациями муниципальных образований в предоставлении детям с ОВЗ горячего питания за счет средств краевого бюджета, в том числе из-за незнания действующего регионального законодательства.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона края «О защите прав ребенка» за счет средств краевого бюджета обучающиеся из семей, находящихся в социально опасном положении, в которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, обеспечиваются горячим завтраком и обедом.
Проверками установлено, что в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций районов руководители школ не запрашивались сведения о семьях, находящихся в социально-опасном положении. Это стало причиной необоснованного отказа либо необоснованного предоставления горячего питания отдельным обучающимся.
По результатам проверки прокурорами 27 районов и городов края руководителям общеобразовательных организаций, главам администраций районов внесено 104 представления, по ним к дисциплинарной ответственности привлечено около 130 лиц, опротестовано 19 незаконных правовых актов. Прокуратурой края внесено представление заместителю председателя Правительства края. В представлении прокуратура потребовала принять правовые акты, регламентирующие порядок обеспечения горячим питанием учащихся, проживающих на территориях Эвенкийского и Таймырского районов, а также порядок выплаты, установления размера и размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой детям с ОВЗ, обучающимся на дому, в соответствии с п.1.1. ст. 14 Закона края «О защите прав ребенка».
В настоящее время большинство правовых актов органами исполнительной власти края принято, отдельные документы проходят процедуру согласования, их принятие находится на контроле прокуратуры края.