Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Иркутская область

27 мая 2016 года На совместном координационном совещании рассмотрена деятельность по противодействию преступности в сфере лесопользования

Сегодня, 27 мая 2016 года, состоялось совместное координационное совещание по обеспечению правопорядка в Иркутской области при губернаторе Иркутской области и координационное совещание руководителей правоохранительных органов области, на транспорте и таможенной сфере, на котором рассмотрена эффективность межведомственного взаимодействия при организации противодействия преступлениям в сфере лесопользования.

В работе координационного совещания приняли участие Губернатор Иркутской области С.Г. Левченко, Главный федеральный инспектор в Иркутской области П.А. Огородников, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области В.А. Лукин, руководители министерств и ведомств, прокуроры городов и районов, транспортные прокуроры, руководители и сотрудники ГУ МВД России, следственного управления СК России по Иркутской области, ГУФСИН.

С докладами о мерах по обеспечению правопорядка в лесной отрасли выступили заместитель Председателя Правительства Иркутской области В.И. Кондрашов, заместитель прокурора Иркутской области А.А. Некрасов, руководитель управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области К.Б. Зайцев, начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД России по Иркутской области П.А. Герасимов, заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора А.Ю. Сивокин, начальник Иркутской таможни Ю. В. Русаков, руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области – главный государственный лесной инспектор Иркутской области С.В. Шеверда.

По результатам выступлений участников совещания и их обсуждения были определены наиболее острые проблемы.

Так, поступления в консолидированный бюджет в виде арендной платы за использование лесами, налоговых и таможенных платежей от экономической деятельности по лесозаготовке и лесопереработке в области растут и в 2015 году составило более 10 миллиардов рублей. Однако исходя из размера затрат бюджета на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, на возмещение НДС, получаемые бюджетом доходы явно недостаточны.

Официальные данные о запасах древесины, возрасте лесов и другие сведения, с учетом которых определяется расчетная лесосека, формируются на основании устаревших материалах лесоустройства, давность которых в отношении более чем половины территории области. Тем самым, органы лесного хозяйства не располагают сведениями, позволяющими достаточно достоверно определять допустимый ежегодный объем изъятия древесины в лесах.

При этом, объем ежегодной лесозаготовки в области постоянно растет и в 2015 году составил более 34 млн кубометров. Объем незаконных рубок за последние пять лет увеличился более чем вдвое, ущерб от которых лесам превысил 3,5 млрд рублей.

Из-за несвоевременно принимаемых мер к постановке на кадастровый учет земель лесного фонда, за последние 5 лет противоправно выбыло из государственной собственности более 2 тыс. га, и это в основном леса вблизи Иркутска.

Кроме того, сотни тысяч гектаров леса уничтожены лесными пожарами, ущерб лесному фонду за два года превысил 18 миллиардов рублей. При этом лесовосстановление проведено в 2015 году лишь на площади 115 тыс. га.

Причинами, негативно влияющими на развитие лесопромышленного комплекса региона, является отсутствие стратегии развития лесного комплекса региона, а также организационные просчеты в управлении лесным хозяйством из-за частой смены руководства профильного агентства.

Из 59 созданных областных учреждений для целей выполнения задач по охране, защите и воспроизводству лесов, 28 фактически не осуществляли свою деятельность. У ряда учреждений имеется значительная кредиторская задолженность, не исполняются судебные решения. В нарушение законодательства «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях» в их уставы включены виды деятельности, не соответствующие цели создания.

Отсутствие контроля за деятельностью учреждений со стороны агентства, влечет существенные нарушения законов со стороны их руководителей. Прокурорами повсеместно выявляются факты незаконного использования государственного имущества. Так, например, директор Осинского лесхоза самовольно, без решения собственника, распорядился демонтировать исправное лесопильное оборудование, возращение которого в рабочее состояние невозможно без значительных финансовых затрат. Он же наладил незаконную схему использования госимущества для развития семейного лесного бизнеса. Сейчас по материалам прокурорской проверки расследуется уголовное дело по ст. 286 УК РФ.

Частым явлением в лесхозах стали факты нарушения трудового законодательства. Руководители учреждений в Чунском, Киренском и Баяндаевском районах самостоятельно установили размер своей зарплаты без согласования с учредителем. Во многих учреждениях были установлены дополнительные стимулирующие выплаты, не предусмотренные законодательством. Есть факты задержки выплаты заработной платы.

Посредством принятия мер прокурорского реагирования, пресекаются факты осуществления незаконных санитарных рубок, назначенных по результатам необоснованных лесопатологических обследований. В частности, по искам прокурора в судебном порядке признано незаконным 22 договора на выполнение таких работ.

Не обеспечивается качественное выполнение своих контрольных функций со стороны Агентства лесного хозяйства в отношении лесопользователей. Допускаемые ими нарушения не всегда замечаются и пресекаются. По искам прокуратуры признавались незаконными дополнительные соглашения к договорам аренды, заключенные без проведения аукциона, с увеличением срока их действия, размера установленного возможного отпуска ликвидной древесины при проведении санитарных рубок.

На крайне низком уровне ведется работа по принудительному взысканию задолженности по арендной плате, размер которой превысил 500 млн. руб., половина данной суммы невозможна к взысканию в связи с истечением сроков давности, ликвидацией должников.

Прокуратурой выявляются нарушения при распоряжении лесами. За два года проведено только 3 аукциона, по результатам которых заключено 13 договоров аренды, в 2016 году такие аукционы не проводились. Причина – отсутствие налаженной работы, а также отсутствие финансирование на проведение кадастровых работ для формирования лесных участков.

Требует оценки эффективность реализации в регионе инвестиционных проектов в сфере освоения лесов. Так, прокуратурой г. Усть-Кута установлены грубые нарушения в деятельности ООО «Транс-Сибирская лесная компания» по «захламлению» лесных земель отходами лесопиления в объеме около 400 тыс. м3. Предусмотренное проектом строительство производства по переработке отходов, длительное время не реализовывались. Только после принятия комплекса мер реагирования ситуация сдвинулась в нужном направлении.

Характер выявляемых прокурорами нарушений в деятельности лесопользователей свидетельствует о том, что агентством лесного хозяйства области должным образом не осуществляется федеральный государственный лесной надзор, пожарный надзор в лесах. Ослабление контрольной функции приводит к отсутствию надлежащей защиты и охраны лесов. При установлении фактов лесонарушений, не принимаются все меры к взысканию ущерба.

В 2015 году на территории области произошел рост преступлений, связанных с незаконным оборотом леса и лесоматериалами. При этом их раскрываемость снизилась. Не пресечена незаконная практика укрытия преступлений путем принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел при явных признаках преступления, а также неверного применения законодательства.

С 1 июля 2015 г. в полном объеме вступили в силу новеллы Лесного кодекса РФ о создании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней. Данная система должна позволять правоохранительным и контрольно-надзорным органам в оперативном режиме отслеживать всю цепочку сделок с древесиной от предоставления лесных участков до ее переработки, выявлять незаконные сделки, способствовать пресечению оборота нелегально заготовленных лесных ресурсов. Несмотря на организацию работы в данном направлении агентством, прокурорами выявляются факты ненадлежащего исполнения требований законодательства при ведении ЕГАИС.

Анализ состояния законности в районах, где осуществляют свою деятельность пункты приема и отгрузки лесоматериалов, показал, что за последний год число преступлений по незаконной рубке возросло, стабильно выявляются нарушения ими природоохранного законодательства. Такое положение дел объективно свидетельствует о бесконтрольной работе пунктов.

Правоохранительными органами принимаются меры по декриминализации лесопользования в регионе. В прошедшем году 987 лиц привлечено к уголовной ответственности в сфере лесопользования, в том числе совершивших преступления в составе организованных преступных групп. Сформирована положительная судебная практика по рассмотрению дел о должностных, коррупционных преступлениях, контрабанде, уклонению от уплаты налоговых и таможенных платежей. Ведется работа по пресечению неправомерного возмещения НДС при экспорте лесоматериалов. Обеспечивается возвращение в государственную собственность из чужого незаконного владения земель лесного фонда, взыскивается причиненный государству и лесам ущерб. Органами государственной власти области начата работа по совершенствованию системы управления лесным хозяйством.

Вместе с тем, все имеющиеся проблемы, возникающие в сфере лесного хозяйства региона, взаимозависимы и обуславливают друг друга. В связи с чем, их решение возможно только при комплексном подходе. Воплощение такого подхода видится в реализации самостоятельной региональной государственной программы по развитию лесного хозяйства, которую необходимо разработать и принять.

Помимо этого необходимо завершить реформу органов исполнительной власти в лесной сфере региона, разделив функции управления и контроля, обеспечить надлежащее межведомственное взаимодействие.

В целях обеспечения легализации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины с учетом опыта предыдущего правового регулирования необходимо принять соответствующий Закон области.

По итогам совместного координационного совещания выработаны дополнительные меры, направленные на координацию и взаимодействие, повышение эффективности борьбы с правонарушениями и преступлениями в лесной сфере.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Иркутской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:05:27 11:00 (МСК)

Тема: Коррупция

Законодательство: Статья 286 УК РФ Превышение должностных полномочий

Регионы России: СФО, Иркутская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Иркутская область

Последние новости

Все новости