Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Приволжский федеральный округ Республика Татарстан

26 мая 2016 года Предлагаем вашему вниманию выступление Илдуса Нафикова на Первом открытом форуме Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и прокуратуры Татарстана

ВЫСТУПЛЕНИЕ

прокурора Республики Татарстан И.С. Нафикова

на Первом открытом форуме Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и прокуратуры Республики Татарстан

25 мая 2016 года, г. Казань

Уважаемые участники и гости форума!

По прогнозам многих авторитетных специалистов самым ценным ресурсом во второй половине 21 века станет вода. Треть населения земли уже сейчас испытывает дефицит пресной воды. Безудержное и беспечное хозяйствование, небрежное отношение к сохранению и приумножению водных запасов приводит к истощению, загрязнению водоёмов. Россия богато одарена в отношении воды, занимая 2-е место в мире по её запасам. Не обделена этими сокровищами и наша республика – у нас более 13 с половиной тысяч рек, ручьев и каналов, почти 12 тысяч озер, около 6 тысяч искусственных водоемов. Водой занято почти 6 % нашей территории. Это огромное богатство и наша задача передать его потомкам в хорошем состоянии, чистым и светлым.

Текущий год в республике объявлен годом водоохранных зон. Важнейшей составной частью вопросов водоохраны является проблема обеспечения доступа населения к береговой полосе и реализации нашими гражданами прав на бесплатный доступ к водным объектам общего пользования, предусмотренный в общих чертах 42-й ст. Конституции и конкретно ст. 6 Водного кодекса РФ. Вениамин Вениаминович уже подробно и конкретно отразил большую работу Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по приведению водоохранных зон в нормативное состояние, а я, в свою очередь хотел бы остановиться на имеющихся проблемах правоприменения и возможных путях их решения.

Водный кодекс России, вступивший в силу с 1 января 2007 года, создал абсолютно новую юридическую реальность в сфере водопользования. Именно он определил, что земли береговой линии входят в состав водного объекта, что позволило юридически разграничить земли водного фонда и близлежащие земельные участки. На сегодня главная проблема, к которой привязаны все остальные – отсутствие четко установленной, откадастрированной береговой линии и соответственно зарегистрированных границ водных объектов на абсолютном большинстве водоемов республики.

Понятно, что 20 метровая полоса вдоль береговой линии должна быть свободной от застройки и относится к землям водного фонда, ясно, что береговая линия устанавливается на реках и озёрах по среднемноголетнему уровню, а на водохранилищах по нормальному подпорному уровню воды. Но отсутствие зарегистрированной береговой линии и береговой полосы сведут на нет все попытки наведения порядка в вопросе доступности водных объектов.

Хочу отметить абсолютно правильную расстановку приоритетов правительством республики, министерствами земельных и имущественных отношений, экологии и природных ресурсов, управлением Росреестра и федеральной кадастровой палатой. Проделана огромная работа по определению фактических границ водных объектов в 10 муниципальных образованиях, определенных приоритетными, постановке на учет береговой линии, кадастрированию и подготовке к передаче в муниципальную собственность свободных земельных участков вдоль водных объектов, что позволит исключить в будущем их захват и присвоение. Я думаю, что в ближайшие 2-3 месяца эта работа будет закончена. Правительством России по инициативе республики 29 апреля принято постановление № 377, которым были внесены изменения в Правила определения береговой линии и границ водоохранных зон. Теперь субъект может самостоятельно корректировать границы водных объектов, исходя из их фактического местоположения.

Журналисты, экологическая общественность часто задают вопросы – когда мы увидим бульдозеры, сносящие вдоль рек и озер незаконные заборы, беседки и бани? Это произойдет! Но, в первую очередь, мы должны добиться добровольного устранения нарушений закона всеми без исключения, а не просто принудительно и избирательно. А для этого должна быть достигнута юридическая ясность, проделана большая и незаметная правовая работа по учету всех объектов, регистрации их актуальных границ.

Возникает множество вопросов, которые могут быть разрешены только юридической, в основном судебной практикой. Что делать с объектами, возведенными до принятия Водного Кодекса?? Нужно ли устанавливать публичный сервитут для земельного участка, который примыкает к водному объекту, для обеспечения права доступа и в какой форме это должно быть сделано? А как вообще может быть установлена 20-ти метровая зона, например для лодочных станций, где приоритетом является обеспечение сохранности судов? Кто будет следить за порядком и чистотой на береговой линии, которая по факту не является муниципальной (земли водного фонда), а ближайшего землепользователя мы от воды отогнали? Не получим ли мы еще большие проблемы, в том числе для водоема? Как быть с обрушающимися берегами, там, где через 5-6 лет фактическая береговая линия уйдет от установленной юридической? Как обеспечить свободный доступ к воде, если на протяжении километров все земля находится в собственности или пользовании и прохода к 20 метровой полосе нет? Считать ли правонарушением вынужденное самовольное берегоукрепление? И таких актуальных вопросов не один десяток. По сути, в области водопользования мы имеем дело с правовым минным полем, по которому мы, правоприменители, вынуждены передвигаться медленно и наощупь, чтобы не допустить социального либо экологического взрыва.

При таких обстоятельствах я считаю абсолютно разумным применяемый сейчас в республике комплексный подход к проблеме приведения водоохранных зон водных объектов в нормативное состояние. Параллельно здесь развивается несколько направлений, объединенных единым планом и тесной координацией действий.

Во-первых, как я уже упомянул, осуществляются работы по определению реальных границ водных объектов и постановке их на учет.

Во-вторых, осуществляется совместная деятельность контролирующих и правоохранительных органов по выявлению типичных нарушений, определению форм и способов их пресечения, устранения и наказания виновных.

В-третьих, определяются зоны комфортного водопользования, осуществляется их планировка, подсчет денежных средств на благоустройство и развитие, определение юридических правил поведения в данных рекреационных зонах.

Принципиально важным считаю создание максимально благоприятных условий для быстрого, незатратного оформления разрешений по легальному водопользованию. Стоит подумать и над вопросом – так ли необходимо уничтожать все без исключения объекты, находящиеся в конфликте с действующим законодательством или имеется реальная возможность оформления на них разрешительной документации, использования для общественного благоустройства. Нужно создавать систему, при которой береговая полоса находится под присмотром близрасположенных образований – дачных товариществ, поселков, иных собственников или пользователей с возможностью доступа к ней иных граждан. Это цивилизованная форма использования доступных водных объектов.

В заключение хочу отметить – мы начали большую и долгую работу. Этим годом она точно не ограничится. Другим будет легче – они пойдут по уже разведанным и проторенным путям. Сейчас есть сложности, создается видимость отсутствия результатов, либо кажущийся дефицит политической воли к наведению порядка. Поверьте, это далеко не так, повторюсь, все нарушения будут выявлены и предприняты меры к их реальному устранению.

Спасибо за внимание.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Республики Татарстан

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:05:26 08:00 (МСК)

Регионы России: ПФО, Республика Татарстан

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Татарстан

Последние новости

Все новости