В прокуратуре края состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных и контролирующих органов края, на котором обсуждены состояние законности и эффективность межведомственного взаимодействия при организации работы по декриминализации лесопромышленного комплекса. В работе совещания приняли участие руководители ГУ МВД России по краю, ГУ МЧС России по краю, ГСУ СК России по краю, представители министерства природных ресурсов и экологии края, руководители структурных подразделений прокуратуры края, прокуроры городов и районов края.
Отмечено что, несмотря на достигнутые результаты, меры, принимаемые по предупреждению, пресечению и выявлению преступлений в сфере лесопользования, недостаточно эффективны.
В 2015 году и 1 квартале 2016 года отмечается снижение числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконными рубками лесных насаждений. Всего в 2015 году зарегистрировано около 600 преступлений. В 1 квартале 2016 года около 130, из них 52 относящихся к категории тяжких.
В 2015 году раскрываемость указанного вида преступлений составила 59,6% , 1 квартале 2016 года - 63,3%.
В 2015 году и 1 квартале 2016 года ущерб лесному фонду по оконченным производством делам составил свыше 266 млн. руб., из которого возмещено лишь 48 млн руб. или 18,5%.
Вместе с тем в районах края, где ведется активная лесозаготовительная деятельность, принятые меры не позволили добиться существенного улучшения криминогенной обстановки. По-прежнему остается сложной ситуация по раскрытию преступлений, связанных с незаконной заготовкой лесных насаждений в особо крупном размере и лесными пожарами, а также с возмещением ущерба, причиненного лесному фонду преступлениями указанной категории.
Одной из причин сложившейся ситуации является неэффективная оперативно-розыскная деятельность, которая осуществляется с многочисленными нарушениями требований федерального законодательства.
Существующие упущения в организации ведомственного контроля не способствуют повышению качества и результативности оперативно-розыскной деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений этой категории.
Неэффективна деятельность органов лесоохраны. Несмотря на то, что незаконные рубки совершаются в кварталах, где ведется активная лесозаготовительная деятельность, в 2015 г. - 1 квартале 2016 г. из лесничеств в правоохранительные органы не поступило ни одной информации о совершенном преступлении.
Установлены факты, когда в цепочку криминального лесного бизнеса вовлекаются сотрудники лесничеств, правоохранительных органов и местных администраций, оказывающие содействие в организации и совершении преступлений в сфере лесопользования.
По-прежнему оперативными подразделениями ГУ МВД России по краю не уделяется должного внимания установлению мест сбыта незаконно заготовленного леса, а также лиц, осуществляющих его приобретение, с целью последующего незаконного перемещения через таможенную границу. Не налажено эффективное взаимодействие оперативных подразделений ГУ МВД России по краю с транспортной полицией и органами Красноярской таможни.
Сохраняются претензии к качеству процессуальной деятельности. Установлены многочисленные факты нарушений уголовно-процессуального законодательства РФ, допущенные в ходе производства проверочных и следственных мероприятий, волокита, принятие незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела и приостановлении предварительного следствия.
Несмотря на принятые меры, ввиду отсутствия надлежащего взаимодействия ГУ МВД России по краю с ТУ Росимущество по краю, сохраняется проблема вывоза, хранения и реализации обнаруженной на месте происшествия древесины, признанной вещественным доказательством, что влечет утрату ее товарных качеств либо хищение.
В 2015 г. и 1 квартале 2016 г. на территории края зарегистрировано 26 (+6) преступлений, связанных с лесными пожарами, при этом ни одно из них не раскрыто оперативным путем.
Общий ущерб лесному фонду в результате преступлений, предусмотренных ст. 261 УК РФ составил свыше 181 млн. руб., из которого возмещено лишь 67 тыс. руб.
В связи с отсутствием в отдаленных районах края сети метеорологических станций, не всегда представляется возможным установить причину пожара, исключив в качестве возгорания природное явление. Осмотр мест лесных пожаров, произошедших в отдаленных районах, затруднен по причине отсутствия финансирования для использования авиации.
Выявляются многочисленные нарушения законодательства в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении полномочий по организации мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Субъектами лесных правоотношений допускаются нарушения правил заготовки древесины, санитарной безопасности в лесах, не принимаются меры по охране лесов, в том числе от пожаров, лесные участки используются при отсутствии правоустанавливающих документов.
Установлены нарушения в деятельности контролирующих (надзорных) органов, наделенных полномочиями по федеральному государственному лесному надзору. Распространены нарушения в деятельности пунктов приема и отгрузки древесины.
Отсутствует эффективный механизм контроля уполномоченных органов за вывозом в Иркутскую область древесины, незаконно заготовленной на территории Кежемского района.
Обсудив складывающееся состояние законности, проблемы взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по противодействию преступлениям, связанным с незаконными порубками, уничтожением и повреждением лесных насаждений, межведомственным совещанием выработаны дополнительные меры по совершенствованию работы в данном направлении.