Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Сибирский федеральный округ Красноярский край

23 марта 2016 года Статья информационного вестника "Муниципальный дом" за март 2016 года: "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ. В Красноярске прошла межрегиональная видеоконференция по противодействию коррупции"

27 января 2016 года в Красноярске состоялась скайп-конференция «Противодействие коррупции на муниципальном уровне» для представителей ОМСУ Красноярского края и Республики Крым.

Организаторами мероприятия выступили Институт муниципального развития, красноярское региональное отделение ВСМС. Участниками стали представители центральной группы районов Красноярского края и 8 городов, 14 муниципальных районов и Аппарат Совета министров Республики Крым. В качестве экспертов были приглашены специалисты нескольких ведомств:

Валентина Алексеевна Симонова, советник управления Губернатора Красноярского края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений;

Марина Петровна Романова, заместитель начальника управления - начальник отдела кадров и государственной службы управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края;

Екатерина Александровна Матрусенко,

старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Красноярского края.

Стоит сказать, что за день до проведения конференции тему противодействия коррупции в своем выступлении затронул президент РФ Владимир Путин. Он отметил приоритет повышения эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере, еще раз обратил внимание на то, что главы регионов лично несут ответственность за снижение уровня коррупции в территориях субъектов РФ. Президент подчеркнул, что национальная программа по противодействию коррупции в текущем году предполагает усиление мер в вопросах ответственности, предотвращения конфликта интересов, открытости сведений о доходах.

В этом номере вестника мы дадим развернутый отчет по итогам красноярской конференции.

Валентина Алексеевна Симонова поделилась с участниками конференции практикой Красноярского края по планированию деятельности по противодействию коррупции на муниципальном уровне. Она напомнила, что в соответствии с Законом Красноярского края от 7 июля 2009 № 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» ОМСУ края участвуют в реализации мер по противодействию коррупции в соответствии с полномочиями, установленными федеральным и краевым законодательством. Пункт 2 ст. 5 указанного Закона позволяет ОМСУ принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции. Как отметила эксперт, в Красноярском крае государственная антикоррупционная программа принимается в соответствии с главой 4 вышеназванного Закона. На ее основе разрабатываются антикоррупционные программы в исполнительных органах государственной власти края.

Далее Валентина Симонова рассказала, что в соответствии с решением комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Законодательного Собрания Красноярского края от 04.02.2015 № 88-1 управлением Губернатора края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений на основе краевой программы был разработан макет программы по профилактике коррупции в муниципальных образованиях. Для ознакомления и использования при планировании антикоррупционной деятельности муниципальными образованиями края документ размещен на сайте ККГБУ ДПО «Институт муниципального развития» krasimr.ru.

Согласно Указу Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» высшим должностным лицам субъектов РФ было рекомендовано в трехмесячный срок создать органы субъектов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В нашем крае указом Губернатора края функции такого органа были возложены на Администрацию Губернатора края, а подразделением, ответственным за данную работу, был определен отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления Губернатора края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В полномочия отдела входит мониторинг деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в ОМСУ, а также соблюдения в них законодательства РФ о противодействии коррупции.

В соответствии со ст. 9 Закона «О противодействии коррупции в Красноярском крае» Администрацией Губернатора края по итогам 2015 года планируется проведение антикоррупционного мониторинга деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов края после принятия соответствующего указа Г убернатором края.

В ходе мониторинга будет изучена работа по планированию антикоррупционной деятельности и дана оценка эффективности исполнения мероприятий антикоррупционной направленности.

Предварительное изучение представленных муниципальными районами документов по планированию антикоррупционной деятельности за 2015 год показало, что большинство районов приняло планы мероприятий (работы) и всего лишь 11 программ. Не приняты программы или планы в двух муниципальных районах - Тасеевском и Уярском.

Сроки действия программ установлены разные - от 2 до 4 лет. Утверждены они также разными нормативно-правовыми актами: постановлениями или распоряжениями администрации, в г.Красноярске - решением городского Совета депутатов.

Финансирование мероприятий программы предусмотрено лишь в Ачинском районе. В программе Северо-Енисейского района финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств муниципальных учреждений.

Наименования программ также разнятся:

- муниципальная целевая антикоррупционная программа;

- муниципальная антикоррупционая программа;

- муниципальная целевая антикоррупционная программа «Профилактика и противодействие коррупции» (г.Норильск, г.Назарово, Каратузский и Березовский районы);

- муниципальная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие коррупции», куда входит подпрограмма «Мероприятия по противодействию коррупции» (Ачинский район);

- программа противодействия коррупции в администрации района;

- программа по профилактике и противодействию коррупции в районе.

Не все принятые программы соответствуют модельным рекомендациям. Основная ошибка, которую допускают авторы программ, отсутствие полного охвата всех направлений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, в связи с этим, в течение действия программы в нее могут вноситься и вносятся изменения.

Образцом может служить программа Эвенкийского района.

Практически все принятые антикоррупционные программы опубликованы в районных газетах, а также размещены на официальных сайтах районных администраций.

Валентина Симонова отметила типичные ошибки, выявленные в антикоррупционных планах, основная из которых - отсутствие конкретных мероприятий и сроков их реализации. «Неопределенное мероприятие с неопределенными сроками приводит в итоге к неисполнению принятых планов. Не надо закладывать в планы работы исполнение полномочий и задач структурных подразделений администраций, выполняемых муниципальными служащими на постоянной основе.

Немногие включили в планы работы такие нужные мероприятия, как проведение международного дня борьбы с коррупцией, прямые линии, круглые столы, посвященные противодействию коррупции.

В завершение хочу сказать, что разработка планов работы (мероприятий) по противодействию коррупции - это творческое занятие и требует творческого подхода, круг мероприятий может быть обширным и разнообразным», - резюмировала Симонова.

Марина Петровна Романова представила доклад и ответила на вопросы участников по теме «Конфликт интересов на муниципальной службе». Она рассказала об эволюции во взгляде на тему конфликта интересов в сознании служащих. «Когда этот термин появился в законодательстве, для них он нес негативный оттенок. Отношение к ситуации конфликта интересов было как к чему-то преступному. Но затем служащие пришли к выводу, что в этой ситуации может оказаться любой человек», - сказала Марина Романова.

Эксперт пояснила, что термин «конфликт интересов» упоминают не менее 50 федеральных законов и около 700 подзаконных нормативных правовых актов, на уровне субъекта и ОМСУ этих актов гораздо больше.

«Почему возникает ситуация противопоставления личного/частного интереса и интереса публичного? Каждый из вас имеет свои стремления, желания. Но поскольку мы на службе представляем интересы общественные, то рано или поздно может возникнуть противоречие.

Нарушением является не конфликт интересов, а молчание служащего о нем. Как только служащий понимает, что возникает ситуация противоречия его личного интереса и общественного, у него возникает обязанность декларировать конфликт - сообщить нанимателю.

Важно поговорить о том, каким образом соотносятся понятие конфликт интересов и коррупция. То есть можно ли сразу сказать, что конфликт интересов это уже коррупция? Наверное, все-таки нет. Коррупция - это злоупотребление должностью, должностными и служебными полномочиями. А конфликт интересов - это, скорее всего, сигнал о том, что здесь высок риск возникновения коррупции. И все это происходит в сферах высокоррупциогенных и во многих случаях связано с решениями о перераспределении ресурсов», - пояснила эксперт.

Далее Романова рассказала, что в 2015 году в сфере регулирования вопроса конфликта интересов произошли изменения. Раньше личная заинтересованность служащего включала в себя только материальную заинтересованность. 5 октября 2015 г. законодатель расширил формулу до любой иной личной заинтересованности, которая может стать основой для определения того, имеется ли у нас конфликт интересов или нет.

Это связано не только с личным интересом самого служащего или другого публичного лица, но граждан и организаций, с которыми этот человек связан, и граждан и организаций, с которыми связаны близкие родственники. Причем эти связи могут быть любыми - родственные, корпоративные и имущественные.

Эксперт отметила и другую важную новацию. По ее словам, до 2015 года был еще один квалифицирующий фактор - возможность причинения вреда. «Допустим, есть ситуация противоречия личного и публичного. Раньше она признавалась конфликтом интересов, если могла причинить вред интересам России, края, республики, муниципалитета, и т.п. Сейчас этот признак устранен. И для того, чтобы понять, есть ли у нас ситуация конфликта интересов или нет, важно оценивать, что у нас должны быть в наличии две возможности: возможность влияния

личного интереса на исполнение обязанностей и возможность противоречия между частным и общественным. Если этих двух возможностей нет, то говорить о конфликте интересов, наверное, не стоит», - пояснила Романова.

Она не смогла обойти стороной и еще один принципиальный момент. По ее словам, чем выше должность служащего, чем больше у него возможностей принимать решения самостоятельно, тем выше вероятность возникновения конфликта интересов. Ибо это лицо, готовя проект решения, оказывает сильное влияние на решение. Собственно этот момент тоже нужно учитывать при рассмотрении дел о конфликте интересов.

«Большая часть нашей деятельности должна быть направлена на профилактику конфликта интересов. Огромное значение имеет просвещение. Конечно, есть

влияние этических кодексов. Хотя, я признаю, не каждый служащий в своей деятельности руководствуются ими. Но, тем не менее, думаю, что соблюдение этих правил приводит к тому, что ситуаций конфликта интересов возникает меньше. Безусловно, соблюдение законов - это лучший инструмент противодействия коррупции, в частности соблюдение тех запретов и ограничений, который законодатель ввел для служащих. Безусловно, важное направление для всех нас - это декларирование активов, - отметила эксперт.

Свое выступление Марина Романова продолжила сообщением об урегулировании конфликта интересов, которым в органах государственной власти должна заниматься и в ОМСУ может заниматься специальная комиссия. Комиссия по урегулированию конфликта интересов - это тот специальный инструмент, который помогает и служащему, и представителю нанимателя искать способ по урегулированию конфликта интересов и вообще квалифицировать ту или иную ситуацию.

В урегулировании конфликта интересов российское законодательство знает только два способа. Это отказ от личной выгоды и изменение должностного или служебного положения.

Эксперт в качестве примера привела такую ситуацию: если я представитель конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей и мой родственник участвует в конкурсе, то отказ от моей личной выгоды будет выглядеть как отказ моего родственника от участия в конкурсе.

Подводя итоги своего выступления, Марина Романова призвала всех участников конференции не замалчивать конфликты интересов, а наоборот, декларировать их, направить основные усилия на просвещение. Эксперт обратила внимание слушателей на методичку Министерства труда РФ, в которой подробно расписаны все ситуации конфликта интересов.

Екатерина Александровна Матрусенко

рассказала о результатах надзорной деятельности отдела прокуратуры Красноярского края по надзору за исполнением законодательства о противодействии

коррупции в 2015 году. По ее словам, в 2015 году значительная доля выявляемых нару­шений связана с несоблюдением за­претов и ограни­чений, предусмот­ренных для пред­ставителей МСУ федеральным ан­тикоррупционным законодательством, а также с предо­ставлением сведе­ний о доходах и расходах.

Были выявлены факты конфликта интересов, факты владения акций в уставном каптале коммерческих организаций, правонарушения, связанные с предоставлением недостоверных сведений.

Далее Екатерина Матрусенко подробно остановилась на типичных нарушениях. Она напомнила, что система декларирования доходов и расходов пришла к нам из международного права и строится на двух ключевых понятиях:

- предотвращение необоснованного обогащения должностного лица;

- возможность исключения конфликта интересов.

Например, в Китае должностные лица ежегодно представляют информацию о доходах и расходах в отношении себя и близких родственников. В Бразилии, США, Дании и Казахстане такое декларирование предусмотрено только для доходов. В Швеции, Норвегии и Канаде обязанность предоставлять сведения о доходах распространена на всех граждан, в том числе на публичных должностных лиц.

По российскому законодательству эти обязанности в России урегулированы законом о противодействии коррупции, определенные нормы имеются в законодательстве о муниципальной службе, государственной службе. До 30 апреля ежегодно государственные и муниципальные служащие обязаны задекларировать полученные доходы по состоянию на 31 декабря отчетного года. Такие сведения представляют не все служащие, а только те, должности которых включены в соответствующий перечень. В Красноярском крае этот перечень установлен законом о порядке предоставления сведений.

Законодатель требует от служащего представить максимально достоверные и полные сведения. Однако зачастую служащие забывают декларировать доходы от реализации своего имущества (квартиры, машины и т.п.). По словам Матрусенко, много проблем в прошлом году было в связи со справками в отношении супругов. Законодатель четко определил, что за достоверность и полноту сведений в этой справке также ответственность несет служащий. Эксперт особо отметила ситуации, когда у служащего нет возможности получить полные и достоверные сведения в отношении своего супруга или несовершеннолетнего ребенка. В таких случаях служащему необходимо обратиться в комиссию и там попытаться доказать невозможность предоставления информации по тем или иным причинам. Комиссия оценивает это и соответственно принимает одно из решений: признает невозможность предоставления сведений или рассматривает эту ситуацию как способ для служащего уклониться от обязанности.

Выявляются нарушения и в вопросе предоставления сведений о расходах. Эксперт сообщила, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом законодательство по этому вопросу существенно изменилось: ранее нужно было декларировать расходы по каждой из совершенных сделок, сейчас будем

руководствоваться нормами о совокупности сделок. Рекомендации по заполнению справок служащий может получить на сайте kadry24 либо из методических разъяснений министерства труда.

Также Матрусенко обратила внимание участников конференции на то, что закон о расходах предоставил прокурору право на обращение в суд в случае, если выявляется расхождение между расходами и доходами. Пока в Красноярском крае таких обращений в суд не было. В планах прокуратуры - проводить соответствующие проверки, основная цель которых - добиваться возмещения ущерба, причиненного актами коррупции, а также обращения в доход государства имущества, приобретенного на незаконные доходы.

Еще одна важная тема, которую затронула Екатерина Матрусенко, - изменение формулировки увольнения служащего. Она рассказала, что сейчас суд рассматривает исковое заявление прокурора об изменении формулировки увольнения служащего из поселка Кедровый. Там была проведена проверка на основании большого количества заявлений граждан о том, что глава администрации этого поселка заключил ряд договоров с организацией, где его супруга являлась и.о. генерального директора. При этом у организации накопился значительный долг по арендным платежам, а администрация никаких мер для его взыскания не предпринимала. «Только после прокурорского реагирования возникли претензии. Когда рассматривалось представление, первоначально было принято решение привлечь это должностное лицо и ряд других лиц к ответственности в виде выговора. Мы со своей стороны посчитали, что данных мер недостаточно, поскольку здесь есть основания для увольнения в связи с утратой доверия. Прокурор Емельяновского района направил дополнительное письмо в совет депутатов, где поставил вопрос о пересмотре этой позиции, поскольку были основания для утраты доверия. Не дожидаясь принятия решения, служащий уволился по собственному желанию. Было издано соответствующее распоряжение, и мы оказались в ситуации, когда фактически человек избежал ответственности. Но в России сложилась судебная практика, когда прокуроры обращаются в суд и меняют формулировку увольнения служащего», - рассказала Матрусенко.

Подводя итоги всей конференции, ее ведущая Ирина Валюшицкая еще раз подчеркнула основную мысль всех выступлений: полнота и своевременность предоставления сведений, открытость, документальное подтверждение доходов и расходов - самые важные вопросы в рамках большинства антикоррупционных мероприятий. Она также напомнила, что Институт муниципального развития разработал специальный образовательный курс для муниципальных служащих по противодействию коррупции. Пройти его могут дистанционно и бесплатно представители ОМСУ Красноярского края.

Материал подготовили И.В. Валюшицкая, И.В. Елисеенко. Фото Е.К. Фроловой

Новость на сайте Прокуратуры РФ Красноярского края

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2016:03:23 16:21 (МСК)

Тема: Коррупция

Регионы России: СФО, Красноярский край

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Красноярский край

Последние новости

Все новости