Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Вологодская область

26 Февраль 2016 года Прокуратурой Вологодской области совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Вологодской области разработана памятка предпринимателям

Прокуратурой Вологодской области совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Вологодской области разработана памятка предпринимателям «Защити свои права при проведении органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок».

Подготовленное пособие поможет предпринимателям ориентироваться

в действующем законодательстве и квалифицированно защищать свои права в случае

неправомерного вмешательства в хозяйственную деятельность должностных лиц

органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Прокуратура Вологодской области

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Вологодской

области

ПАМЯТКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

«Защити свои права при

проведении органами государственного контроля (надзора), муниципального

контроля проверок»

Вологда, 2016

Уважаемые предприниматели!

Подготовленное

пособие является своего рода инструкцией для предпринимателей, которое, по

нашему мнению, поможет Вам ориентироваться в действующем законодательстве и

квалифицированно защитить свои права в случае неправомерного вмешательства в

хозяйственную деятельность должностных лиц органов государственного контроля

(надзора) и муниципального контроля.

Общие

положения.

Любая

предпринимательская деятельность подлежит контролю

со стороны

органов государственной власти и

местного самоуправления.

Цель каждой проверки –

выяснить насколько

деятельность предпринимателя соответствует требованиям

законодательства.

Основным нормативным

актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и

законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 №

294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при

осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее – Закон № 294-ФЗ).

При этом особенности организации и

проведения проверок

в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и

периодичности их проведения, порядка уведомления о проведении внеплановых

выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с

органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами

при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

1)

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

РФ, за исключением государственного контроля за экономической

концентрацией (ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите

конкуренции»);

2)

лицензионный контроль

(ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных

видов деятельности»);

3)

экспортный контроль

(Федеральный закон 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»);

4)

государственный надзор

за деятельностью саморегулируемых организаций (ст. 23 Федерального закона

от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О

саморегулируемых организаций»);

5)

федеральный государственный контроль (надзор)

в сфере миграции (Федеральный закон

от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской

Федерации»);

6)

федеральный государственный надзор

в области связи (Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О

связи»);

7)

федеральный государственный контроль

за обеспечением защиты государственной тайны (Закон РФ от

21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне»);

8)

государственный надзор

в сфере рекламы (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»);

9)

федеральный государственный транспортный надзор

(в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового

мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);

10)

федеральный государственный надзор

в области безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 №

196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);

11)

федеральный государственный контроль (надзор)

в области транспортной безопасности (Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О

транспортной безопасности»);

12) федеральный государственный надзор

за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,

содержащих нормы трудового права (Трудовой кодекс РФ от

30.12.2001 № 197-ФЗ);

13)

федеральный государственный надзор

в области использования атомной энергии (Федеральный закон от 21.11.1995 №

170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»);

14)

государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности (Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О

радиационной безопасности населения»);

15)

федеральный государственный надзор

в области промышленной безопасности (Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

16)

федеральный государственный надзор

в области безопасности гидротехнических сооружений (Федеральный закон от

21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»);

17)

федеральный государственный пожарный надзор

(Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);

18)

государственный строительный надзор

(Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ);

19)

государственный контроль (надзор)

на территории особой экономической зоны (Федеральный закон от 22.07.2005 №

116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»);

20)

государственный контроль (надзор)

в сферах естественных монополий (Федеральный закон

от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);

21)

государственный контроль (надзор)

в области регулируемых государством цен (тарифов) (Постановление Правительства РФ от

27.06.2013 № 543 «О

государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен

(тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов

Правительства РФ»);

22)

государственный надзор

в области организации и проведения азартных игр (Федеральный закон от

29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по

организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые

законодательные акты РФ»;

23)

федеральный государственный надзор

за проведением лотерей (Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»);

24)

федеральный государственный надзор

за деятельностью некоммерческих организаций (Федеральный закон от 12.01.1996 №

7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

25) региональный государственный контроль за осуществлением

перевозок пассажиров и багажа легковым такси (закон Вологодской области

от 22.08.2011 № 2577-ОЗ «О порядке осуществления регионального государственного

контроля за соблюдением требований при осуществлении деятельности по перевозке

пассажиров и багажа легковым такси на территории Вологодской области»);

26) региональный государственный жилищный надзор,

муниципальный жилищный контроль (постановление Правительства Вологодской

области от 16.09.2011 № 1112 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального

государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей»);

27)

государственный контроль (надзор) в сфере образования (Федеральный закон от

29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);

28) региональный

государственный контроль (надзор) в области долевого строительства

многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за

деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством

многоквартирных домов (постановление Правительства Вологодской области от

03.10.2011 № 1233 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

регионального государственного строительного надзора на территории Вологодской

области»);

29)

федеральный государственный контроль

за деятельностью аккредитованных лиц (Федеральный закон

от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»);

30)

государственный экологический надзор

(Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

31)

государственный земельный надзор

и муниципальный земельный контроль (Земельный кодекс РФ от

25.10.2001 № 136-ФЗ);

32)

государственный контроль (надзор) в свободной экономической зон (Федеральный

закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и

свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города

федерального значения Севастополя»);

34)

федеральный государственный надзор

в сфере обращения лекарственных средств (Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении

лекарственных средств»);

35)

государственный контроль (надзор)

в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и

безопасности пищевых продуктов»);

36)

федеральный государственный надзор

за деятельностью религиозных организаций (Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе

совести и о религиозных объединениях»).

Отмечаем, что из сферы действия Закона № 294-ФЗ исключены

следующие виды государственного контроля (надзора):

контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

государственный контроль за экономической

концентрацией;

контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

налоговый, валютный, таможенный контроль;

государственный портовый контроль;

контроль за уплатой страховых взносов в

государственные внебюджетные фонды;

контроль на финансовых рынках;

банковский, страховой надзор;

надзор в национальной платежной системе;

государственный контроль за осуществлением

клиринговой деятельности;

государственный контроль за осуществлением

деятельности по проведению

организованных торгов;

контроль за

соблюдением законодательства

РФ и иных нормативных правовых актов РФ о

контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд;

контроль за

соблюдением требований законодательства

РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и

транспортный контроль в пунктах пропуска

через Государственную границу РФ;

контроль за

соблюдением требований законодательства

об антитеррористической защищенности объектов;

контроль за деятельностью организаторов

распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением

информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой

информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных

сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих

пользователях;

контроль за

соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет";

контроль и надзор за обработкой

персональных данных;

государственный контроль при ввозе в

Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический

союз, и вывозе из РФ в государства, не входящие в Евразийский

экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых

товаров, содержащих драгоценные металлы.

Порядок осуществления указанных контрольных (надзорных)

полномочий предусмотрен иными нормативными актами. Например, Налоговым и

Таможенным кодексами РФ, Законом РФ от

27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» и

т.д.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие

порядок организации и проведения проверок, не применяются:

· к мероприятиям по контролю, при проведении

которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального

контроля, и юридических лиц,

индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности

по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного

контроля (надзора), органов муниципального контроля;

· при проведении оперативно-разыскных мероприятий,

производстве дознания,

проведении предварительного следствия;

· при осуществлении прокурорского надзора (за исключением

случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами

муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и

проведении административного расследования;

· при производстве по

делам о нарушении антимонопольного

законодательства РФ;

· при расследовании

причин возникновения аварий, несчастных случаев

на производстве, инфекционных и

массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей,

животных и растений, причинения вреда окружающей

среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и

муниципальному имуществу;

· при расследовании

причин возникновения чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их

последствий;

· при проведении

проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения

административного наказания в виде административного приостановления

деятельности;

· к мероприятиям по

контролю, направленным на противодействие

неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

· к мероприятиям,

проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих

полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на

континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской

Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.

Возникающие в указанных сферах правоотношения регулируются

соответствующими федеральными законами, в частности, Уголовно-процессуальным

кодексом РФ, Кодексом РФ об

административных правонарушениях, Федеральным

законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»

и др.

Виды проверок:

Плановые проверки

Основание

проведения - ежегодный план проведения плановых проверок органа

контроля (надзора), размещенный на официальном сайте контролирующего органа в

сети Интернет либо доведенный до сведения заинтересованных лиц иным доступным

способом. Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на

официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ www.genproc.gov.ru.

Также планы

контролирующих органов, осуществляющих деятельность в Вологодской области,

размещаются на официальном сайте прокуратуры области: www.procvologda.ru.

Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.

Исключение:

В отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды

деятельности в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения,

электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности

и периодичность их плановых проверок установлен постановлением Правительством

РФ от 23.11.2009 № 944.

ЭТО

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

В

соответствии со ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ в период с 01.01.2016 по

31.12.2018 контролирующие органы не могут проводить плановые проверки в

отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к

субъектам малого предпринимательства.

В

случае если такая проверка включена в ежегодный план, хозяйствующим субъектам, относящимся к малому

бизнесу, необходимо обратиться в контролирующий орган, запланировавший

проверку, с соответствующим заявлением, одновременно предоставив выписку из

реестра акционеров общества (для акционерных обществ), заверенные заявителем

копию отчета о финансовых результатах и сведения о среднесписочной численности

работников.

Внеплановые проверки

Основание

Согласование с

органами прокуратуры

- истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее

выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

не требуется

- поступление в контролирующие органы обращений и заявлений

граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц,

информации от органов государственной власти, органов местного

самоуправления, из СМИ о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью

граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного

наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ,

безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным,

растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам

истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а

также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан,

права которых нарушены);

требуется

требуется

не требуется

- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного

контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента

РФ, Правительства РФ и на основании

требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за

исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и

обращениям.

не требуется

Уведомление проверяемого лица о

проверке

Плановая

Внеплановая

О проведении плановой проверки хозяйствующие субъекты

уведомляются контролирующим органом не позднее, чем в течение трех

рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии

распоряжения или приказа органа контроля (надзора) о начале проведения

плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении

или иным доступным способом.

О проведении выездной внеплановой проверки

хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за

двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение

Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке

проводимой:

- в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации

о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью

граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного

наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ,

безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера;

б) причинение такого вреда;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан,

права которых нарушены).

- если в результате

деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни,

здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного

наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ,

безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные

ситуации природного и техногенного характера.

Формы проверок

Документарная

Выездная

Предмет

проверки

Сведения,

содержащиеся в

документах хозяйствующего субъекта, устанавливающие

их организационно-правовую

форму, права и

обязанности.

Документы,

используемые при

осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований

и требований, установленных

муниципальными правовыми актами, исполнением

предписаний и постановлений контролирующих органов.

Содержащиеся в документах хозяйствующего

субъекта сведения, а

также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении

деятельности территорий, зданий,

строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые

и реализуемые товары (выполняемая

работа, предоставляемые

услуги) и

принимаемые меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных

муниципальными правовыми актами.

Место

проведения

По

месту нахождения контролирующего органа.

По месту нахождения юридического лица, месту осуществления

деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического

осуществления деятельности.

Сроки проверок

Срок

проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта предпринимательства общий

срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят

часов - для малого предприятия и пятнадцать часов - для микро-предприятия

в год.

В исключительных случаях срок проведения

выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на двадцать

рабочих дней, в отношении малых предприятий, микро-предприятий не более чем

на пятнадцать часов.

Срок проведения каждой проверки в отношении

юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях

нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому

филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению

юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят

рабочих дней.

Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий?

В

первую очередь необходимо знать, что

при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе

осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в

отсутствие Вашего представителя.

Исключение

составляют случаи

проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия

(памятникам

истории и культуры) народов

РФ, безопасности

государства, а

также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная

проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения.

Проверка должна

проводиться теми должностными лицами, которые

указаны в распоряжении (приказе)

о проведении проверки,

с которым Вас обязаны

ознакомить и вручить под роспись его копию.

Перед проверкой Вас должны

ознакомить:

- с документом о согласовании ее проведения с

органом прокуратуры (если

такое согласование требуется);

- с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения

проверки, видами

и объемом мероприятий по контролю, составом

экспертов, представителями

экспертных организаций, привлекаемых

к проверке, со

сроками и с условиями ее проведения.

Внимательно

изучите выданную Вам копию распоряжения (приказа)

о проведении проверки.

В нем должны быть

указаны цели, задачи,

предмет и срок

проведения проверки, даты

начала и окончания, правовые

основания проведения проверки, а

также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории,

помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования),

документы, которые Вы должны представить

проверяющим лицам в ходе проверки.

По

закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам

возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ

проводящим проверку должностным лицам и участвующим в ней экспертам на

территорию, в

используемые здания и помещения, к

оборудованию, транспортным

средствам, перевозимым

грузам и иным объектам, подлежащим

проверке.

По результатам проверки должностными лицами контролирующего

органа, проводящими проверку, составляется акт

по установленной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации

положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и

муниципального контроля» форме.

Акт проверки

оформляется непосредственно после ее завершения в двух

экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается проверяемому лицу

под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

При отсутствии указанного лица, а также в случае его отказа дать расписку об

ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется

заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если

для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам

проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт

проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после

завершения мероприятий по контролю, и вручается проверяемому лицу либо

направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При несогласии с актом

проверки либо выданным предписанием об устранении выявленных нарушений,

хозяйствующий субъект в течение пятнадцати дней с даты

получения акта проверки вправе представить в соответствующий контролирующий

орган в письменной форме возражения (при необходимости с приложением

документов).

Обязанности

должностных лиц контролирующих органов:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в

соответствии с законодательством РФ полномочия по

предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и

требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) соблюдать законодательство РФ, права и

законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка

которых проводится;

3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа

руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля

(надзора), органа муниципального контроля о ее проведении, в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных

обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных

удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя

руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального

контроля и, в требуемом случае, копии документа о согласовании проведения

проверки;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу

или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному

предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при

проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету

проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или

уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному

предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении

проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или

уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального

предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам

выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их

потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений,

окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

народов РФ, безопасности государства, для возникновения

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать

необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических

лиц;

9) доказывать обоснованность своих действий при их

обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке,

установленном законодательством РФ;

10) соблюдать сроки проведения проверки;

11) не требовать от юридического лица, индивидуального

предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не

предусмотрено законодательством РФ;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе

руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя

юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного

представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его

наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале

учета проверок.

Статьей

19.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц

органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля за

нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре).

В частности,

должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов РФ, органов местного

самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля

(надзора), муниципального контроля, могут быть привлечены к административной

ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от

3 до 5 тыс. рублей за несоблюдение требований законодательства о

государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в:

· проведении проверки при отсутствии оснований для ее

проведения;

· нарушении сроков проведения проверки;

· отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с

органами прокуратуры;

· привлечении к проведению мероприятий по контролю не

аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;

· проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план

проведения плановых проверок;

· непредставлении акта о результатах проведенной проверки.

Повторное

совершение такого административного правонарушения либо грубое нарушение

требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся

в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя

руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставление акта о проведенной проверке, влечет наложение штрафа на должностных лиц в

размере от 5 до 10 тыс. рублей, либо

дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года.

В случае если при

проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно

обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности,

следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование

органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и

иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении.

Срок давности

привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения

составляет – 1 год, после истечения которого, привлечь виновное лицо к

ответственности будет невозможно.

Права

проверяемого лица:

· непосредственно присутствовать при проведении проверки,

давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

· получать от контролирующего органа, его должностных лиц

информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой

предусмотрено законом;

· знакомиться с результатами проверки и указывать в акте

проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии

с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного

контроля (надзора), органа муниципального контроля;

· в случае несогласия с актом

проверки, в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий

орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного

предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных

положений;

· обжаловать действия

(бездействие) проверяющих лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического

лица либо индивидуального

предпринимателя при проведении проверки.

· на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам,

индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия)

должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный

доход);

· привлекать

Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав

предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в

субъекте РФ к участию в проверке.

Обязанности проверяемого лица:

· юридические лица обязаны обеспечить присутствие

руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей

юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или

обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за

организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и

требований, установленных муниципальными правовыми актами;

· предоставить должностным лицам контролирующего органа,

проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами,

связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если

выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

· обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных

лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных

организаций на территорию, в используемые юридическим лицом либо индивидуальным

предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения,

помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными

предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и

перевозимым ими грузам;

· вести журнал учета проверок по типовой форме, который

должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица,

индивидуального предпринимателя.

За воспрепятствование законной

деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора),

органа муниципального контроля ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена административная

ответственность.

Воспрепятствование

законной деятельности должностного лица органа государственного контроля

(надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение

от таких проверок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц

- от 2 до 4 тыс. рублей; на юридических лиц - от 5 до 10 тыс. рублей.

Указанные

действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения

проверки влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере

от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц - от 20 до 50 тыс. рублей.

Повторное

совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на

должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок

от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. рублей.

Примечание: Согласно

ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, совершившие административные правонарушения,

несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не

установлено иное.

Ограничения при проведении проверки.

Проверяющие не вправе:

· проверять выполнение обязательных требований и требований,

установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не

относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа

муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

· осуществлять

плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении

руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя

юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного

представителя;

· требовать представления документов, информации, образцов

продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов

производственной среды, если они не являются объектами проверки или не

относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

· отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов

окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их

исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе

указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем

нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб

и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или

действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими

документами и правилами, методами исследований, испытаний, измерений;

· распространять информацию, полученную в результате

проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную,

иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных

законодательством РФ;

· превышать установленные

сроки проведения проверки;

· осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным

предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет

мероприятий по контролю.

Грубые нарушения,

влекущие признание результатов проверки недействительными:

· отсутствие

оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки;

· проведение плановой

проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

· отсутствие

согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;

· нарушение срока

уведомления о проведении проверки;

· привлечение

к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном

порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в

установленном порядке граждан;

· нарушение сроков и времени проведения плановых выездных

проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

· проведение проверки без распоряжения или приказа

руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля

(надзора), органа муниципального контроля;

· истребование

документов, не относящихся к предмету проверки;

· превышение

установленных сроков проведения проверок;

· непредставление акта

проверки;

· участие в проведении проверок экспертов, экспертных

организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых

проводятся проверки.

Результаты

проверки, проведенной с указанными нарушениями, не могут являться

доказательствами допущенных хозяйствующим субъектом нарушений и подлежат

отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или

судом на основании заявления юридического лица, индивидуального

предпринимателя.

Куда обращаться,

если нарушены права предпринимателей?

Обо всех случаях

нарушения закона Вы можете сообщить в территориальную прокуратуру или

прокуратуру области по адресу: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 17, по почте,

через Интернет – приемную: pravo_prok@vologda.ru

.

Кроме того, вы

можете обращаться в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в

Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20, офис 6,

тел./факс (8172) 23-00-40, электронная почта: innov@gov35.ru).

Новость на сайте Прокуратуры РФ Вологодской области

Версия для печати Сообщить о неточности или изменение в первоисточнике Уточнить актуальность
Новость была получена автоматически с источника в 2016:02:26 08:30 (МСК)

Тема: Нарушение законодательства об образовании

Регионы России: СЗФО, Вологодская область

Вы очевидец?!

Вы стали очевидцем событий и происшествий о которых читаете?

Поделитесь фотографиями со всей страной!

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Вологодская область