Ежегодно в органы прокуратуры Удмуртской Республики поступает свыше 30 тыс. жалоб и заявлений. Из них по существу разрешается около 60%, примерно каждое 5 признается обоснованным и удовлетворятся, для устранения выявленных нарушений закона принимаются меры прокурорского реагирования.
Остальная часть обращений (почти по 40%) направляется в другие органы и ведомства, в соответствии с их компетенцией, т.к. не все жалобы и заявления подлежат рассмотрению прокурорами.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
При этом прокуратура не вправе подменять иные государственные органы и ведомства, на которые возложены обязанности по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в конкретных сферах деятельности. Кроме того, прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, а также не осуществляет надзор за гражданами (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Поэтому, если в первичных заявлениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено к компетенции иных органов, обращение может быть перенаправлено по подведомственности в течение 7 дней.
В целях сокращения сроков рассмотрения доводов по существу, заявителям необходимо учитывать вышеприведенные требования закона и самостоятельно направлять жалобы и заявления в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностных лиц.
Например, по вопросам соблюдения трудовых прав граждан, охраны труда следует обращаться в Государственную инспекцию труда в Удмуртской Республике; качества оказания медицинской помощи – в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики.
При возникновении проблем при содержании и ремонте общего имущества многоквартирных домов, начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, переустройстве и планировке жилых помещений, а также в деятельности советов многоквартирных домов заявления необходимо направлять в Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска, либо администрации муниципальных образований (городов и районов) республики, Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики.
О нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства и прав потребителей жалобы подаются в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.
В случае несогласия с действиями судебных приставов-исполнителей, претензий к работе коллекторских агентств следует обращаться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике.
Уточнить полномочия, адреса и контактные данные органов можно на их официальных сайтах.
Полученные ответы руководителей государственных и муниципальных ведомств могут быть обжалованы в органы прокуратуры или суд.
Кроме того, необходимо учитывать, что прокуратура республики, а также государственные и муниципальные учреждения и иные органы республики рассматривают заявления, жалобы о событиях (нарушениях), имевших место на территории Удмуртской Республики.
Поэтому, если, например, нарушены трудовые права на территории другого субъекта РФ, обращение следует направлять с учетом компетенции и территориальности.
Кроме того, при направлении обращений просим учитывать требования ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которой в письменном заявлении в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество заявителя, почтовый (электронный) адрес, по которому следует направлять ответ. Текст обращения должен содержать суть предложения, заявления или жалобы. Необходимо излагать конкретные сведения о нарушениях закона, достаточные для проверки доводов (в чем выражено нарушение, когда и кем совершено, место его совершения). Заявление должно содержать указание на дату и подпись заявления.
Если в обращении отсутствуют сведения, достаточные для его разрешения или непонятна суть, то оно может быть возвращено заявителю для уточнения доводов.
В случае неуказания обратного адреса или ФИО заявителя, ответ о результатах рассмотрения обращения не направляется.
Без ответа по существу могут быть оставлены заявления, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, а также содержащие нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи.
Просим учитывать вышеуказанное при направлении обращений.
В заключение напоминаем, что жалобы и заявления в органы прокуратуры могут быть переданы не только на личном приеме, но и направлены в письменной форме почтовым отправлением или в электронном виде через Интернет-приемную Единого портала прокуратуры РФ или Единый портал госуслуг, а также через ящики «Для обращений и заявлений, установленные в каждой прокуратуре.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях профилактики заражения коронавирусом предлагаем Вам шире использовать возможности дистанционного обращения в органы прокуратуры.