Анализ состояния законности свидетельствует, что в результате ранее принятых мер реагирования улучшена работа по проведению государственной экологической экспертизы, выдаче разрешительной и лицензионной документации.
Вместе с тем, проверка показала, что региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления допускаются нарушения при работе с предпринимателями. Выявлены факты ущемления прав бизнесменов, ограничивающие конкуренцию. Также установлены случаи оказания государственных услуг в отсутствие административных регламентов, без соблюдения порядка их предоставления.
Недочеты ответственных органов приводят организации к убыткам, что недопустимо.
Всего по результатам проведенной проверки выявлено 113 нарушений закона, для устранения которых внесено 19 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 5 лиц, приведено в соответствие с законом 13 правовых актов.
К примеру, прокуратурой вскрыты административные барьеры для предпринимателей в Республике Бурятия. По требованию Восточно-Байкальского природоохранного прокурора республиканскими лесхозами отменены 2 незаконных правовых акта, ограничивающих количество участников закупки в рамках реализации федерального проекта «Сохранение лесов». Во исполнение представления прокурора Республиканское агентство лесного хозяйства в 2020 году разработало типовое положение о закупках для лесхозов, исключающее ограничение конкуренции.
В рамках анализа инвестиционной деятельности выявлена системная недоработка уполномоченных органов, допускаемая на стадии рассмотрения бизнес-планов инвесторов. Вскрыты необоснованные положительное решения о заключении инвестиционных соглашений в отсутствие необходимых разрешительных документов (разрешений на строительство), сведений о мерах по улучшению состояния окружающей среды, о классе вредности предприятия и величины санитарно-защитной зоны планируемого объекта инвестирования.
Такие упущения, допускаемые на начальной стадии, приводят к развитию деятельности, негативно влияющей на природу, одобрению непроверенных на предмет экологической безопасности проектов.
Ярким примером нарушения законодательства об инвестиционной деятельности является согласованный инвест-проект предпринимателя из Китайской Народной Республики на строительство завода по розливу питьевой воды в п. Култук. Из-за того, что компетентными органами не дана своевременная грамотная оценка потенциальной экологической опасности планируемого объекта, инвест-проект был одобрен. Остановить негативное воздействие на природу прокурору удалось только в судебном порядке.
Допускаемые нарушения влекут за собой негативные последствия, как для инвестора, так и окружающей среды и способствуют снижению инвестиционной привлекательности региона. В связи с чем, работа ответственных органов по данному направлению поставлена на контроль прокуратуры.