Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Генеральная прокуратура РФ

26 августа 2014 года Основные тезисы выступления заместителя Генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева на Байкальской международной конференции прокуроров

Высокочтимые дамы и господа! Уважаемые коллеги!

Как заместитель Генерального прокурора РФ, отвечающий за вопросы международного сотрудничества, я хотел бы более детально остановиться на вопросах взаимодействия государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Известно, что в условиях интернационализации преступной деятельности успех национального правосудия во все большей степени зависит от эффективности международного антикриминального сотрудничества, особенно в вопросах выдачи, правовой помощи по уголовным делам и конфискации имущества, добытого преступным путем.

Многие из вас знают, что в России Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом по осуществлению международного сотрудничества в сфере выдачи и одним из ее центральных органов по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам.

В настоящее время Россия осуществляет взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства более чем с 80 государствами мира, с большинством из которых она имеет специальные договоры. Но наше законодательство позволяет взаимодействовать с зарубежными партнерами и на основе принципа взаимности. И мы это используем.

В прошлом году Генеральной прокуратурой РФ рассмотрено порядка 10 тысяч запросов о выдаче и правовой помощи, как поступивших из-за рубежа, так и предназначенных для направления иностранным партнерам.

В целом сотрудничество Генеральной прокуратуры России с зарубежными коллегами носит конструктивный характер.

Например, мы достаточно эффективно используем институт передачи уголовного судопроизводства по уголовным делам. За последние 5 лет к нам поступило из-за рубежа более 800 поручений об осуществлении уголовного преследования граждан РФ, совершивших преступления на территории иностранных государств. Там, где имелись доказательства совершения преступления, виновные понесли заслуженное наказание.

В международном правовом сотрудничестве есть несомненные успехи, но имеются и сложности, которые требуют безотлагательного и системного решения. Эти трудности обусловлены разными причинами – как объективными, так и субъективными. В частности, различиями в национальном законодательстве и в подходе к толкованию и применению норм международных договоров, пробелами и недостатками в правовом регулировании – как на национальном, так и на международном уровне.

И такие встречи, как наша, предоставляют возможность откровенно обсудить проблемы взаимодействия с зарубежным партнером и на доверительной основе совместно находить разрешение возникающих вопросов.

В настоящее время одной из наиболее существенных проблем является длительность рассмотрения многими государствами российских запросов о сотрудничестве (по году и больше). При этом отмечу, что Генеральная прокуратура России организует исполнение, как правило, иностранных запросов в течение сравнительно короткого времени, а именно: о правовой помощи, как правило, в срок 2-3 месяца и о выдаче – не более 6 месяцев.

Нельзя не отметить и случаи необоснованных отказов в выдаче и оказании правовой помощи, в т.ч. по причине политизации вопросов сотрудничества в отношении конкретных лиц и компаний.

В последнее время все чаще мы сталкиваемся с ситуацией, когда лицо, которое разыскивается в целях выдачи для отправления уголовного правосудия, обращается к иностранному государству с просьбой о предоставлении убежища в надежде избежать выдачи или затянуть процесс принятия решения о выдаче до истечения сроков давности в запрашиваемом или запрашивающем государстве. Очевидно, что в таких случаях желательно установить двусторонний диалог. И такая практика со многими государствами у нас уже сложилась.

Необходимо также скоординировать процедуры выдачи и рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и скорректировать их правовое регулирование на национальном и международном уровнях.

Возникают сложности и во взаимодействии с большинством т.н. оффшорных зон. Наша позиция четкая: для преступников и преступно нажитых капиталов на нашей планете не должно быть убежища от правосудия.

Есть и другие проблемы, о которых, я надеюсь, расскажут другие участники Конференции в ходе откровенных дискуссий.

Позвольте теперь буквально тезисно высказать ряд конкретных предложений, направленных на решение вышеуказанных и многих других проблем.

Как представляется, работа по повышению эффективности международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью должна проходить по следующим основным направлениям:

1) укрепление международно-правовой, или договорной, базы сотрудничества;

2) развитие национального законодательства, обеспечивающего международное правовое сотрудничество;

3) совершенствование практики правового сотрудничества.

I. Что касается развития международно-правовой базы сотрудничества, то было бы неплохо, если бы государства и соответствующие международные организации провели обзор действующих договоров о сотрудничестве по уголовным делам с целью их модернизации там, где это необходимо. В качестве примера адаптации договоров к существующим реалиям хотел бы отметить проводимую с 2006 года по инициативе России работу по модернизации конвенций Совета Европы о выдаче и правовой помощи по уголовным делам, заключенных несколько десятилетий назад (в 1957 и 1959 годах). В результате проведенной работы при нашем активном участии приняты два дополнительных протокола к Европейской конвенции о выдаче. Они касаются, в частности, ограничения применения сроков давности и иммунитетов к выдаваемым лицам, а также упрощения порядка взаимоотношений.

Кстати, у истоков этой инициативы стоял нынешний Генеральный прокурор России Ю.Я. Чайка, бывший в то время министром юстиции.

II. По экспертным оценкам, десятки миллиардов долларов, похищенных в России, отмываются за рубежом. C этой проблемой сталкиваются и другие страны. При этом страны-получатели «грязных» денег несут не только репутационный ущерб, но и становятся площадкой, на которой как раковая опухоль расцветает криминальный бизнес, подпитываемый «отмытым» преступным капиталом.

Это предполагает взаимную заинтересованность стран в борьбе с трансграничным потоком «грязных» инвестиций. И мы считаем, что конъюнктурный меркантильный интерес не должен преобладать над общей стратегической задачей совместной борьбы с «отмыванием» преступных доходов. В этом отношении хотелось бы отметить Швейцарию, которая за последние годы существенно укрепила свое законодательство и проводит жесткую политику в отношении активов криминального происхождения.

Уверен, что заключение двусторонних и многосторонних международных договоров о возврате имущества, полученного преступным путем и конфискованного в результате международного сотрудничества, будет способствовать возврату огромных доходов, полученных преступным путем и выведенных за границу. Без такого договора любому государству просто невыгодно направлять за границу запросы о конфискации имущества, полученного преступным путем, так как конфискованные активы могут остаться в распоряжении запрашиваемого государства.

III. Как известно, на различных международных форумах неоднократно звучало предложение о заключении в рамках ООН универсальных договоров о выдаче и правовой помощи по уголовным делам, в т.ч. числе в вопросах конфискации и возврата имущества, полученного преступным путем. Мы не можем позволить себе тратить десятилетия и значительные людские и финансовые ресурсы на переговорный процесс по заключению многих тысяч двусторонних договоров, с тем чтобы, наконец, все государства мира имели надежную договорную базу сотрудничества друг с другом по уголовным делам.

IV. C развитием современных средств телекоммуникации возникла необходимость специального регулирования вопросов оказания международной правовой помощи при расследовании киберпреступлений.

Уверен, что мировому сообществу не обойтись без заключения в рамках ООН договора о борьбе с преступностью в сфере информационных технологий. К сожалению, заключенная в 2001 году под эгидой Совета Европы Конвенция против киберпреступности, ввиду ряда ее недостатков (в т.ч. в вопросах сотрудничества по уголовным делам), не может претендовать на роль всемирно признанного договора в этой сфере.

V. Важное значение имеет работа по приведению национального законодательства, регламентирующего международное правовое сотрудничество, в соответствие не только с текущими, но и с перспективными потребностями. При этом следует учитывать новые тенденции и вызовы в преступности, а также передовую практику отдельных государств. Эта работа, на наш взгляд, должна быть, в первую очередь, направлена на обеспечение эффективного выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из заключенных международных договоров.

VI. Что касается совершенствования практики правового сотрудничества, то укреплению взаимного доверия и рабочих связей с компетентными органами иностранных государств во многом способствует развитие межведомственного сотрудничества с зарубежными партнерами. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ имеет 69 межведомственных соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с партнерами из 59 государств, в т.ч. относящихся к оффшорным зонам. В последние годы мы включаем в такие договоренности положения о консультациях на стадиях подготовки и исполнения запросов о выдаче и правовой помощи.

Многие проблемные вопросы нам удается решать в рамках рабочих групп по сотрудничеству и других спецпроектов в сфере уголовного судопроизводства, созданных, в том числе, по инициативе Генеральной прокуратуры России, в частности, с партнерами из Швейцарии, Испании, Франции, Чехии, Кипра и Израиля. В рамках этих групп выявляются обстоятельства, препятствующие эффективному исполнению запросов о выдаче и правовой помощи, вырабатываются меры по их устранению.

Кроме того, для разрешения вопросов сотрудничества организуются встречи с представителями компетентных органов зарубежных государств. В этой связи отмечу успешное взаимодействие с коллегами из Белоруссии, Казахстана, Армении, в т.ч. в рамках приграничного сотрудничества.

В последнее время сотрудники Генеральной прокуратуры России все чаще командируются нами в зарубежные государства для информационного сопровождения российских запросов и непосредственного участия в судебных заседаниях.

И последнее. VII. Уверен, что полезным практическим подспорьем для прокуроров станут Руководство по вопросам конфискации и возврата активов и обновленное Руководство по передовому опыту в области взаимной правовой помощи, разрабатываемые в настоящее время в рамках Международной ассоциации прокуроров. Решение об этом, как вам известно, было принято на 18-й Ежегодной конференции МАП, состоявшейся в Москве в сентябре 2013 г.

Уважаемые коллеги, был бы признателен за активное участие в обсуждении поднятых здесь проблемных вопросов и предложений.

Благодарю за внимание!

Новость на сайте Прокуратуры РФ

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2014:08:26 13:55 (МСК)

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Генеральная прокуратура РФ

Последние новости

Все новости