В силу действующего законодательства трудовой договор с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы может быть заключен только с согласия одного из родителей (попечителя), а также органа опеки и попечительства.
Проведенная Уваровской межрайпрокуратурой проверка показала, что в текущем году МБОУ Лицей г.Уварово, а также МБОУ «Укаровский кадетский корпус» заключались трудовые договоры с учащимися, достигшими возраста 14 лет на основании согласий, выданных органом опеки и попечительства администрации города Уварово.
Вместе с тем, в соответствии с нормами закона, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.
В систему органов опеки и попечительства Тамбовской области входят в том числе органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при наделении их законами Тамбовской области отдельными государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Законом же Тамбовской области полномочия по даче согласия на заключение трудовых договоров с лицами, получающими общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы администрации г. Уварово не передавались.
Таким образом, орган опеки и попечительства администрации города не вправе согласовывать заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет. Выдав согласие на заключение таких трудовых договоров МБОУ Лицей г.Уварово и МБОУ «Уваровский кадетский корпус» отделом образования администрации города были превышены полномочия.
По результатам проверки прокуратурой района главе города внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и недопущению их впредь.
Аналогичные нарушения выявлялись в г.г. Моршанск, Тамбов, Инжавинский, Пичаевский, Моршанский и других районах.
Вместе с тем выполнение указанных действий (согласовывать заключение трудовых договоров с учащимися) относится к компетенции только Управления образования и науки области. Однако Управлением не было организовано исполнение данного полномочия, что может привести к нарушению трудовых прав подростков.
По результатам проверки соответствующее представление прокуратурой области внесено начальнику Управления образования и науки области.