Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Республика Коми

30 июля 2014 года В прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры республики, посвященное итогам работы в минувшем полугодии и задачам, стоящим перед органами прокуратуры

Сегодня в прокуратуре Республики Коми состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Республики Коми, на котором подведены итоги работы органов прокуратуры республики по укреплению законности и правопорядка за 1 полугодие 2014 года и определены задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности в на ближайший период.

В работе коллегии приняли участие временно исполняющий обязанности Главы Республики Коми Вячеслав Гайзер, Главный федеральный инспектор по Республике Коми аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Олег Алтухов, председатель Государственного Совета Республики Коми Игорь Ковзель, заместитель председателя Верховного суда Республики Коми Александр Хамицевич, председатель Арбитражного суда Республики Коми Сергей Войнов, Уполномоченный по правам человека в Республике коми Надежда Быковская, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми Игорь Бобков, Уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка Нелли Струтинская, руководители правоохранительных органов республики, заместители прокурора республики, старшие помощники прокурора республики, руководители структурных подразделений центрального аппарата прокуратуры республики, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил прокурор Республики Коми Сергей Бажутов.

В первой части заседания также выступил Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, отметивший, что рост доверия граждан к прокуратуре – прямой показатель эффективности её работы.

Предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления прокурора Республики Коми С.А. Бажутова.

Уважаемый Вячеслав Михайлович, Игорь Владимирович, коллеги.

Реализуя требования законов и выполняя задачи, поставленные перед органами прокуратуры Президентом РФ и Генеральным прокурором РФ, органы прокуратуры Республики Коми в первом полугодии 2014 года обеспечили в целом качественное выполнение возложенных функций.

При осуществлении надзора за исполнением законов выявлено 22165 нарушений, из них 14537 в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. По актам прокурорского реагирования 1742 лица привлечено к дисциплинарной ответственности и 1279 – к административной. Опротестован 2251 незаконный правовой акт. В суды направлено 4061 заявление на общую сумму более 90 миллионов рублей. По материалам, направленным прокурорами для уголовного преследования, возбуждено 155 уголовных дел, в том числе 48 в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, 32 в сфере противодействия коррупции, в том числе распоряжения государственной и муниципальной собственностью, 19 в сфере бюджетного законодательства.

Государственное обвинение поддержано по 5 884 уголовным делам в отношении более 6 тысяч лиц, среди которых дела, возбужденные по материалам прокурорских проверок, в отношении руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Пуро, руководителя администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Казарцева, главы Койгородского района Перепаденко. Вынесением обвинительного приговора закончилось также рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего руководителя Агентства Республики Коми по управлению имуществом Беляева В.И.; к длительным срокам лишения свободы приговорены члены так называемой «Логиновской» организованной преступной группировки, четверо из которых пожизненно.

Продолжено совершенствование практики межведомственного взаимодействия с органами власти и местного самоуправления, в том числе в рамках Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Коми. Чёткая постановка задач и грамотное планирование, выработка конкретных совместных согласованных мер с руководителями правоохранительных органов – членами координационного совещания по борьбе с преступностью, и систематический контроль за их реализацией позволили нам существенно влиять на решение острых социальных проблем.

Первое – произошли ощутимые изменения в сфере обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в Воркуте. Проведенная нами проверка исполнения законодательства при управлении жилищным фондом, а затем и работа созданной по её результатам Главой Республики Коми временной рабочей группы, заставила городские власти плотно заняться проблемой расселения аварийного жилья. В итоге количество очередников в Воркуте сократилось с 603 до 210, а число не расселенных аварийных жилых домов с 36 до 25. В текущем году 223 семьи уже улучшили свои жилищные условия, практически полностью решена проблема расселения аварийных домов в прилегающих к городу поселках.

По результатам нашей плановой проверки, проведенной с привлечением государственной жилищной инспекции республики, решаются похожие проблемы и в Инте. Там выявлено 250 семей, состоящих в очереди на получение жилья, при наличии более 100 пустующих муниципальных квартир. На настоящий момент 55 квартир уже предоставлены нуждающимся, еще 20 будут переданы очередникам после проведения ремонтов.

До конца года аналогичные проверки планируется провести в Печоре и Сыктывкаре.

Второе. Длительное время на территории республики при попустительстве органов Федеральной миграционной службы не решалась проблема фиктивной регистрации граждан по месту жительства и пребывания.

В течение 2013 года нами выработан механизм выявления и пресечения регистрации в так называемых «резиновых квартирах» когда, к примеру, на 27 квадратных метрах жилой площади регистрировались без цели проживания до 130 человек. По материалам прокурорских проверок по таким фактам возбуждено и уже рассмотрено судами 5 уголовных дел. При этом органами полиции подобные преступления не выявлялись, о чём мы говорили на коллегии МВД республики.

В результате активизации работы за шесть минувших месяцев по ст. м 322.2 и 322.3 УК РФ в отношении лиц, осуществлявших фиктивную регистрацию по месту жительства и месту пребывания иностранных граждан возбуждено 36 уголовных дел (10 преступлений, выявлено прокурорами и 26 - органами полиции). По искам прокуроров более 100 человек, имевших фиктивную регистрацию, сняты с регистрационного учета.

Следует отметить, что гораздо более распространённой является фиктивная регистрация по месту жительства или пребывания российских граждан, за что также предусмотрена уголовная ответственность по ст. 322.2 УК РФ. Однако ни одного уголовного дела по таким фактам не возбуждено.

Органам полиции, во взаимодействии с Управлением ФМС необходимо незамедлительно принять комплекс организационно-практических мер по выявлению преступлений данной категории.

Третье. Поставленные перед прокурорами и правоохранительными органами в начале 2013 года задачи по практической реализации вступивших с 1 ноября 2012 года изменений в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», устанавливающих порядок формирования Единого реестра сайтов с запрещенной информацией и ограничения доступа к ним, успешно выполняются. Налаженное взаимодействие с республиканскими Министерством внутренних дел и Управлением ФСБ позволило прокурорам активно использовать средства судебно-правовой защиты в сфере противодействия экстремисткой пропаганде. В суды предъявлено 74 заявления, по результатам рассмотрения которых на всей территории РФ ограничен доступ более чем к 100 сайтам, содержащим информацию экстремистского толка.

Изменения в названном Законе произошли и в текущем году. С 1 февраля вступила в силу ст. 15.3, в соответствии с которой обнаруженная в сети «Интернет» информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, может быть заблокирована на основании требования прокурора во внесудебном порядке. Пока такая информация самостоятельно нами не выявлялась, уведомления из иных источников о её распространении также не поступали. Наверное было бы хорошо, если бы причиной этого являлось отсутствие таких фактов. Однако мы не можем исключать, что ещё не все прокуроры и заинтересованные органы наладили должным образом мониторинг сети «Интернет». Напомню, что такие обязанности возложены и на органы государственной власти и местного самоуправления, что по нашему предложению дополнительно регламентировано распоряжением Главы Республики Коми от 21 марта 2014 года № 76-р.

Уверен, что при реализации новых норм закона будет достигнуто конструктивное взаимодействие всех общественных институтов в целях оперативного принятия решений по недопущению экстремистских проявлений в регионе.

Четвёртое. Во исполнение поручений Президента России и Генерального прокурора РФ в текущем году мы продолжили надзорные мероприятия в лесном комплексе. Итоги наших проверок убеждают в отсутствии эффективного контроля за использованием, охраной и воспроизводством лесов. Как следствие – выявлено 991нарушение закона (за весь 2013 год – 798), по результатам прокурорских проверок возбуждено 18 уголовных дел, в том числе связанных с незаконными порубками, хищением древесины, подлежащей передаче в федеральную собственность, злоупотреблением полномочиями при исполнении договоров аренды.

Выявлена и пресечена преступная схема выделения лесных участков без проведения конкурсных процедур. Так, ряд должностных лиц Комитета лесов республики под видом заключения договоров купли-продажи древесины, получаемой при проведении работ по охране, защите и воспроизводству лесов, фактически организовали незаконное предоставление лесных участков для сплошных рубок. Установлено свыше 60 подобных контрактов. В результате преступных действий бюджет недополучил более 44 млн. рублей. Нами в следственные органы направлено 4 постановления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых в отношении руководителей Комитета лесов уже возбуждено 3 уголовных дела.

На координационном совещании руководителей правоохранительных органов осенью прошлого года мы обсуждали проблему низкой выявляемости преступлений в лесной сфере. Однако по результатам работы за первое полугодие их количество вновь сократилось с 54 до 49. При этом поводами к возбуждению уголовных дел в 33 случаях (67%) были материалы лесничеств, в 10 (20%) – органов прокуратуры, и только в 4 (8%) – органов полиции. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2013 году, когда из 136 фактов незаконной порубки - 80 (58%) выявлено лесничествами, 33 (24%) – органами прокуратуры, и лишь 15 (или 11%) – органами внутренних дел. Приведенные данные наглядно подтверждают, что органы внутренних дел республики в эту работу не включились.

В этой связи прокурорам городов и районов необходимо проверить как фактическое исполнение работ по основным государственным контрактам в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, так и вопросы реализации полномочий органами полиции по выявлению фактов незаконной порубки древесины, в том числе в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Пятое. Впервые за последние несколько лет мы видим реальные результаты борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путём. В 2012 году в республике выявлено 2 преступления указанной категории (по одному в органах ФСКН и МВД), в 2013 – 4 (одно прокуратурой и 3 ФСКН), а за истекший период 2014 года уже 15 (подразделениями ФСКН – 6, УФСБ -4, МВД -3, Следственного комитета – 2).

Немаловажное влияние на это оказали принятые нами меры по координации деятельности правоохранительных органов региона. Реализуя требования Генерального прокурора РФ мы продолжили активно использовать правовые инструменты взаимодействия с Росфинмониторингом. По нашему приглашению сотрудники межрегионального управления приезжали в республику для участия в координационном совещании и межведомственном семинаре.

В результате обмен информацией о подозрительных финансовых операциях увеличился более чем в полтора раза. Но оценить качество этой работы мы сможем лишь после вынесения обвинительных приговоров. Поэтому от правоохранительных органов по таким делам требуется активная работа уже со стадии оперативно-розыскной деятельности. Доказывание всех обстоятельств криминальной легализации, в том числе направление запросов в Росфинмониторинг, необходимо начинать с момента возбуждения уголовного дела с целью последующего использования их выводов о легализации денежных средств в соответствии с пунктом 6 части 2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательства по уголовному делу.

Шестое. Принятые в 2012 и 2013 годах руководителями правоохранительных органов республики организационные меры, прежде всего издание и реализация межведомственных приказов о соблюдении разумных сроков при разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания и предварительного следствия, решений координационных и межведомственных совещаний, позволили активизировать механизмы обеспечения прав граждан на доступ к правосудию. Нам удалось отойти от постоянной отмены процессуальных решений по малозначительным поводам, уклонения от принятия законных процессуальных решений, что позволило направить силы на раскрытие преступлений.

Именно результатом принятых мер является сокращение почти на 4 тысячи за последние два года количества отмененных прокурорами незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела (с 13626 в 1 полугодии 2012 года до 9684 в 1 полугодии 2014 года).

На фоне увеличения за этот же период с 61 850 до 82 958 поступивших сообщений и с 8266 до 9841 зарегистрированных по ним преступлений, наглядно иллюстрируется повышение качества проводимых доследственных проверок. Правоохранители в большинстве случаев стали более ответственно подходить к принятию законных решений по сообщениям о преступлениях, о чем свидетельствует и тенденция сокращения до 683 (или менее 7% от всех зарегистрированных) количества поставленных прокурорами на учет преступлений, укрытых поднадзорными органами. Для сравнения в 2012 и 2013 годах прокуроры в среднем в полугодие ставили на учёт по 1000 и более преступлений, их доля зачастую превышала 10 и более процентов от всех зарегистрированных преступлений.

В то же время, с 2012 по 2013 годы в республике расследовано 7 уголовных дел по фактам прямого воспрепятствования сотрудниками органов внутренних дел в доступе к правосудию потерпевшим от преступных посягательств. Уже в текущем году по материалам прокурорских проверок возбуждено 4 уголовных дела в отношении должностных лиц органов внутренних дел, на которых возложены обязанности по регистрации и раскрытию преступлений. В связи с этим невозможно признать удовлетворительным состояние законности при рассмотрении сообщений о преступлениях.

Седьмое. С 1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», которым установлена система правовых и организационных мер, направленных на предупреждение совершения повторных преступлений ранее судимыми лицами.

Возникающие сложности в его реализации рассмотрены на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов в декабре 2012 года; принято решение, а затем подготовлен и 30 апреля 2013 года подписан совместный приказ, которым подробно закреплён алгоритм действий всех заинтересованных служб МВД и ФСИН республики, а также определены надзорные полномочия специализированных и территориальных прокуроров.

Результаты не заставили себя долго ждать.

Администрации исправительных учреждений улучшили качество подготовки материалов об установлении административного надзора и обеспечили своевременность их направления в суды. В минувшем полугодии в судах республики рассмотрены и удовлетворены все 338 таких заявлений. Освобождено с установленным надзором 292 осужденных. Количество лиц, освободившихся без установления административного надзора, снизилось на 47% (с 19 до 10). Тогда как в 2012-2013 годах этот показатель составлял соответственно 80 и 48 лиц. По всем освобожденным без надзора необходимые материалы и поступающие решения судов направляются в органы внутренних дел по месту убытия.

Сотрудниками полиции за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ привлечены 509 лиц, что на 45% больше чем в аналогичном периоде прошлого года (к примеру, за 2011 наказан 21 нарушитель). В отношении 43 лиц возбуждены уголовные дела по ст. 314.1 УК РФ за уклонение от административного надзора (за весь 2012 год таких дел было 42).

Принятые меры, безусловно, оказывают влияние на количество преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами, число которых в текущем полугодии снизилось с 2445 до 2234 или на 8,6 %.

В завершение темы хотел бы обратиться к руководителям ГУФСИН и МВД республики с просьбой проанализировать практику исполнения нашего совместного приказа, и при наличии направить замечания и предложения. Ведь мы разрабатывали приказ, имея совсем небольшой опыт в реализации закона, возможно сейчас отдельные его положения требуют корректировки.

****

Уважаемые коллеги.

В первой части своего выступления я постарался обозначить темы, где мы видим реальные улучшения в состоянии законности. Некоторые проблемы, копившиеся годами, нам действительно удалось сдвинуть с мертвой точки. Но есть ещё ряд вопросов, о которых я не могу не сказать, поскольку они касаются наиболее чувствительных для наших граждан и важных для республики направлений. Постараюсь осветить их основываясь не только на материалах надзорной деятельности прокуроров, но и с учётом правоприменительной практики других правоохранительных органов.

На коллегии по итогам работы за 2013 год мы обсуждали состояние законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Последовавшие затем проверки вскрыли комплекс проблем, над решением которых предстоит работать.

Во-первых, это административная практика органов внутренних дел.

В результате активной работы органов полиции и широкого применения автоматических средств фиксации правонарушений более чем на 60 тысяч возросло количество привлеченных к административной ответственности лиц (со 131 до 195 тысяч). Отчасти это повлияло на снижение с 665 до 565 общего количества дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем, на тяжесть произошедших ДТП эта работа положительного влияния не оказала. На дорогах республики в текущем году уже погибло 74 человека (за 6 месяцев 2013 года - 57), из них 8 по вине пьяных водителей.

Предотвращению грубых нарушений ПДД, сокращению «пьяной» аварийности может способствовать в первую очередь надлежащая система назначения и исполнения наказания в виде административного ареста. За 6 месяцев 2014 года судами данному виду наказания подвергнуты 1649 человек.

На итоговой коллегии мы упоминали о том, что в 2012-2013 годах в Сыктывкаре и Койгородке имели место факты массового неотбытия административных наказаний в виде арестов. По нашему требованию нарушения устранены.

Однако на этом проблемы не закончились. Например, в Койгородском районе условия для административно-арестованных так и не созданы. Лица доставляются для отбытия арестов в соседние районы. По этой же причине не применяется и административное задержание.

Между тем, ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что дела, предусматривающие наказание в виде административного ареста рассматриваются исключительно в присутствии правонарушителя. При этом Верховный суд РФ в своем постановлении от 16 апреля 2014 года указал, что обеспечение явки лица, привлекаемого к административной ответственности в виде ареста, является обязанностью органа, составившего протокол, а неисполнение этой обязанности является основанием для возврата административного дела.

Единственной действенной мерой обеспечения явки правонарушителя для рассмотрения дела является применение к нему административного задержания. В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ эта обеспечительная мера используется для правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления суда.

Неприменение административного задержания влечет затягивание сроков рассмотрения административных дел, необходимость осуществления принудительного привода правонарушителей в порядке ст. 27.15 КоАП РФ. Как следствие, сотрудники полиции вынуждены отвлекаться от основных обязанностей на розыск и их доставление в суд. Например, в Койгородском районе из упомянутых 102 лиц привод осуществлялся в отношении 38. Заметьте, это сельский район, где все жители на виду. Каковы будут трудовые и материальные затраты на розыск и доставление нарушителей в крупных городах сложно даже оценить.

Нам, совместно с органами полиции необходимо разобраться с этой проблемой в масштабах всей республики. Результатом должен стать четкий алгоритм действий при выявлении грубых административных правонарушений, включающий в себя задержание правонарушителя, доставление его в полицию для составления протокола, последующее задержание до рассмотрения административного дела судом и после назначения наказания передача для отбытия административного ареста. Только такой порядок обеспечит безусловное достижение одной из основных задач административного законодательства - предупреждения новых правонарушений и позволит защитить граждан от наступления тяжких последствий.

Проблемы в административной практике органов внутренних дел не ограничиваются исполнением административных арестов.

В первом полугодии 2014 года по материалам органов ГИБДД назначено более 185 тысяч административных наказаний, не связанных с арестами. Из них 177 тысяч – это административные штрафы, проблема взыскиваемости которых стоит очень остро.

Так, из 152 миллионов рублей административных штрафов, которые налагались сотрудниками ГИБДД в 1 полугодии взыскано 123 миллиона или 81%. При этом органы ФССП, исполняющие соответствующие судебные постановления, взыскали менее 35% (32 из 92 миллионов рублей). Одной из причин такой разницы во взыскиваемости является ненадлежащее применение судебными приставами административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Так, если сотрудниками ГИБДД в текущем полугодии составлен 9381 протокол за неуплату штрафов, то сотрудниками УФССП за весь прошлый год всего 1912.

В этой связи представляется целесообразным предложить Управлениям ФССП и ГИБДД республики под нашим руководством в рамках координационной деятельности разработать механизм повышения эффективности исполнения наказаний в виде штрафов.

Самым мягким видом административного наказания являются предупреждения. Мы, как и руководство МВД республики понимаем, что данное наказание не оказывает серьезного профилактического эффекта, тем не менее доля таких постановлений в общей массе оставалась существенной и достигала 6,4%. Свою лепту внес и прокурор Инты, по формальным основаниям опротестовавший 4 постановления, с требованием заменить административные штрафы на предупреждения. И хотя на фоне 8382 предупреждений, объявленных сотрудниками ГИБДД это капля в море, данный факт получил принципиальную оценку со стороны аппарата прокуратуры республики.

Мы положительно оцениваем жесткую реакцию руководства ГИБДД на факты незаконного наложения предупреждений за совершение повторных правонарушений и тенденцию к сокращению практики применения данного наказания (до 4% при общероссийской на уровне 6 %).

Прокурорам городов и районов необходимо тщательно разобраться с вопросами назначения и исполнения административных наказаний в ходе проведения в текущем году плановой проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.

Вторая проблема касается крайне низкого качества подготовки водителей в автошколах. С первого раза сдает «на права» не более половины обучающихся.

За 6 месяцев текущего года по вине начинающих водителей произошло 77 ДТП, в которых 12 человек погибло, 105 получили травмы различной тяжести. Проблемы такой аварийности неоднократно выносились органами ГИБДД на рассмотрение республиканской комиссии по безопасности дорожного движения. При этом каждый раз ставился вопрос о бездействии Министерства образования республики при осуществлении лицензионного контроля.

Наша проверка в Министерстве подтвердила обоснованность претензий, выявлены нарушения Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части ненадлежащего планирования проверок и некачественного их проведения.

Вместе с тем, дальнейшие проверки показали, что Министерство внутренних дел, перекладывая проблему подготовки водителей на лицензирующий орган, само допускает нарушения в сфере контроля за деятельностью автошкол.

Так, пунктом 69 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 года № 782, именно на органы ГИБДД возложена обязанность проведения анализа итогов экзаменов и выявления фактов несоблюдения установленных требований к подготовке участников дорожного движения. Вместо этогосотрудники ГИБДД такую обязанность возложили на автошколы, выдав 126 необоснованных предписаний с требованием о проведении анализа самостоятельно. Не трудно догадаться, что они нарушений в своей деятельности не выявили.

***

Анализируя законодательство, практику его исполнения и статистику ДТП в республике, мы обратили внимание прокуроров на вопросы неотвратимости наказания за преступления в этой сфере.

Количество преступлений, связанных с нарушениями ПДД и эксплуатации транспортных средств, из года в год растет. Если в 2007 году в республике зарегистрировано 145 таких преступлений, то в 2013 – 207. Удельный вес рассмотренных судами дел в отношении нетрезвых водителей по итогам 1 полугодия 2014 года составил 30 %.

Федеральным законом от 13 февраля 2009 года № 20-ФЗ «О внесении изменения в ст. 264 УК РФ» усилена уголовная ответственность. Несмотря на это, если в 2007 году к реальному лишению свободы осуждено 66 % лиц, совершивших ДТП в состоянии опьянения, то после 2009 года их доля снизилась и в 2013 году составила 36%. Государственные обвинители и суды мотивировали свои решения мнением потерпевших или их представителей о назначении мягкого наказания либо прекращении уголовного дела на стадии предварительного слушания.

Следствием этого стало увеличение в 3 раза количества прекращенных дел в связи с примирением сторон в порядке ст. 25 УПК РФ: с 19 в 2007 году до 57 в 2013 году. Между тем в соответствии со ст. 20 УПК РФ преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, не относится к категории дел частного обвинения, в связи с чем мнение потерпевшего не предопределяет исход дела. Основным объектом указанного преступления являются не личные отношения между водителем и конкретным потерпевшим, а общественная безопасность, поэтому назначение справедливого наказания является мерой социальной защиты граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Причину сложившейся ситуации мы увидели в недостаточном обеспечении на стадии досудебного производства и судебного разбирательства, полноты сбора и представления суду материалов, характеризующих личность виновного, несоблюдении принципа справедливости наказания, которое должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

На коллегии прокуратуры Республики Коми при подведении итогов работы за 2013 год прокуроры ориентированы на неукоснительное исполнение требований приказа Генерального прокурора РФ от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» о всемерном способствовании принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, в необходимых случаях – с проведением судебного разбирательства в общем порядке. В связи с этим государственными обвинителями в соответствии с ч. 1 ст. 299 УПК РФ предлагалось назначение наказания в виде реального лишения свободы.

О складывающейся судебной практике мы проинформировали Верховный суд республики.

По результатам проведенной работы ситуация изменилась.Доля лиц, осужденных к реальному лишению свободы, возросла до 53 %. Удельный вес прекращенных в суде уголовных дел в связи с примирением сторон снизился с 34 % в 2013 году до 5 % в 1 полугодии 2014 года.

Прокурорам городов и районов необходимо на системной основе продолжить работу на данном направлении, обеспечить закрепление и сохранение положительных тенденций.

***

Обеспечение прав граждан на доступ к правосудию - первостепенная задача реализации прокурорами полномочий при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов расследования.

Прокурорами проверено около 50 тысяч решений об отказе в возбуждении уголовного дела; изучено свыше 5 тысяч дел с обвинительными заключениями и актами; проверена законность 4 200 постановлений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

В целом при осуществлении надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства выявлено почти 20 тыс. нарушений закона, отменено 11287 незаконных решений органов расследования, внесено 210 представлений и информаций, 1492 требования об устранении нарушений федерального законодательства; дано 695 указаний дознавателям о направлении расследования и производстве процессуальных действий.

При наличии положительных результатов, органы внутренних дел переняли у подразделений регионального Следственного комитета ранее пресеченную органами прокуратуры практику волокиты при рассмотрении сообщений и укрытия преступлений от учета путем незаконной передачи сообщений о преступлениях по территориальной подследственности, в том числе в иные регионы России.

Согласно статистическим данным отчета формы № 2-Е за 1 полугодие 2014 года, МВД по Республике Коми принято 13 958 решений о передаче сообщений по подследственности или подсудности, что составляет 25,7 % от общего числа рассмотренных ими сообщений о преступлениях, что значительно больше, чем в среднем по России – 20,5 % и Северо-Западному федеральному округу – 17,8%. Почти каждое седьмое из них (1833) направлено в другие регионы РФ.

Следует отметить, что законодатель не обязывает следователей и дознавателей направлять надзирающему прокурору копии постановлений о передаче сообщений по подследственности. Однако это не освобождает прокуроров от обязанности проверять законность указанных решений, отслеживать дальнейший ход и результаты проверки пересылаемых сообщений.

В 1 полугодии 2014 года территориальными органами внутренних дел в центральный аппарат МВД по Республике Коми для последующего перенаправления по территориальной подследственности направлено свыше 500 материалов по сообщениям, содержащим признаки преступления, из них более половины – 258 возвращены на места в связи с отсутствием достаточных данных, свидетельствующих о совершении преступления на территории иных регионов России. Десятки необоснованно перенаправляемых материалов, в которых содержатся достаточные поводы и основания для возбуждения уголовных дел, установлены в городах Инте, Печоре, Усинске, Ухте, Усть-Вымском, Усть-Цилемском, Троицко-Печорском районах.

Сотрудниками прокуратуры республики в ходе проверки установлены 79 материалов, которые после возвращения в территориальные органы внутренних дел вновь регистрировались в Книгах учета сообщений о преступлениях, по ним проводились дополнительные проверочные мероприятия и они повторно направлялись по территориальной подследственности.

Например, в г. Печоре – 3 и более раза направлялись 9 материалов, по некоторым из них срок доследственной проверки, при наличии всех признаков состава преступления, составил более 6 месяцев.

Несмотря на распространенность нарушений, прокурорами данные факты не пресекаются. Подобные нарушения выявлялись только прокурорами городов Сыктывкара – 5 и Ухты – 1, по которым возбуждены уголовные дела.

По результатам выезда сотрудников центрального аппарата прокуратуры республики в г. Ухту на этой неделе возбуждено 5 уголовных дела по материалам, неоднократно направлявшимся по подследственности.

Фактическое непроведение проверочных мероприятий ввиду необоснованной передачи материалов из одного органа в другой, длительное затягивание решения вопроса о возбуждении уголовного дела свидетельствует о преднамеренном характере действий сотрудников полиции по укрытию преступлений от учета, об их стремлении таким образом повысить показатель раскрываемости, что привело к грубым нарушениям принципа осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок и права на доступ потерпевших к правосудию, осложнило собирание доказательств по уголовным делам.

В развитие положений пункта 1 части второй ст. 37 УПК РФ, согласно которому в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и во исполнение требований приказов Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277 и от 12.07.2010 № 276 в целях недопущения отмеченных нарушений закона предлагаю прокурорам принять дополнительные меры к активизации прокурорского надзора на начальной стадии уголовного процесса. Для обеспечения фактического поступления материалов проверок сообщений о преступлениях, направляемых поднадзорными органами в соответствии с пунктом 3 части первой ст. 145 УПК РФ по территориальной подследственности, и пресечения случаев укрытия преступлений ежемесячно проводить сверки с соответствующими прокурорами, принципиально реагировать на факты необоснованной передачи сообщений с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

***

Нарушения, связанные с несвоевременным реагированием на поступающие сообщения о преступлениях, также допускаются в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Республике Коми. Следователями данного органа игнорируются требования ч. 1 ст. 144 УПК РФ и ведомственных организационно-распорядительных документов о необходимости незамедлительной регистрации сообщений о преступлениях и принятия по ним решений в срок не позднее 3 суток со дня поступления.

Показательным является пример следственного отдела по г. Ухте, где 7,3% от общего количества поступивших сообщений зарегистрировано с нарушением сроков (от 2 до 10 суток).

Несмотря на изложенное, большинство прокуроров самоустранились от исполнения требований п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», устанавливающего обязанность проведения сверок данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах.

Так, прокурором Усть-Вымского района без мер реагирования оставлен факт несвоевременной (спустя 4 суток) регистрации в поднадзорном следственном отделе постановления заместителя прокурора республики, направленного в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Такие нарушения допускаются в Сыктывкарском следственном отделе и в аппарате регионального управления Следственного Комитета РФ, в том числе по материалам представляющим общественную значимость.

***

Анализ исполнения органами дознания закона при раскрытии преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных в условиях неочевидности, показал, что действующие механизмы ведомственного контроля не оказывают должного влияния на реализацию принципа уголовного судопроизводства – неотвратимости наказания.

Ежегодно остается нераскрытым каждое третье преступление, производство предварительного следствия по которому необязательно, что обусловлено непринятием безотлагательных мер к установлению лиц, виновных в криминальных посягательствах.

Нарушения в деятельности правоохранительных органов влекут затягивание с принятием решения о возбуждении уголовного дела, что существенно снижает шансы раскрыть преступление, изобличить виновное лицо и привлечь его к уголовной ответственности.

Так, органами дознания возбуждены уголовные дела по 8019 преступлениям небольшой и средней тяжести, при этом в суточный срок решения приняты только по 2941 преступлению (36,6 %), остальные – 5078, а это почти 64 %, возбуждены позднее.

Необоснованное затягивание с возбуждением уголовного дела даже на один-два дня, часто приводит к утрате доказательств и невозможности привлечения к ответственности виновных. Об этом говорят и статистические данные – 2995 преступлений небольшой и средней тяжести (60 %), возбужденных в срок, превышающий сутки, остались нераскрытыми. В то же время из 2941 преступления небольшой и средней тяжести, уголовные дела о которых возбуждены незамедлительно, только 620 (21 %) в последующем приостановлены.

Негативно сказывается на раскрываемости преступлений этих категорий неисполнение требований приказа МВД России от 26.03.2008 № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел РФ при раскрытии и расследовании преступлений», в части производства осмотра места происшествия неполными следственно-оперативными группами, без привлечения экспертов-криминалистов, иных специалистов, составления протокола участковыми уполномоченными полиции.

Из 6270 преступлений небольшой и средней тяжести, по которым проводились осмотры места происшествия, только по 787 (12,6 %) к их участию привлекались специалисты. Например, специалисты не участвовали в осмотрах места происшествия по 2176 совершенным кражам, 157 грабежам, 140 угонам транспортных средств.

Сотрудниками органов внутренних дел меры к фиксации признаков внешности преступника, составлению его словесного портрета принимаются в единичных случаях. Потенциал судебных экспертиз, оперативно-справочных и криминалистических учетов, банков данных федеральных, региональных, местных, ведомственных коллекций и картотек используется недостаточно.

Из общего числа нераскрытых преступлений оперативно-справочные и криминалистические учеты использовались органами расследования только по 133 (менее 5%).

В то же время оперативные сотрудники мер к получению дополнительных сведений не принимают, фактически мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших преступления, ими не проводится.

О незаинтересованности руководителей оперативных подразделений в раскрытии таких преступлений свидетельствует и то, что органами внутренних дел оперативно-поисковые дела заводятся менее чем по 1 % таких нераскрытых преступлений.

Об ослаблении оперативных позиций сотрудников органов внутренних дел свидетельствует и то, что с помощью оперативных данных раскрыто только 1537 (30%) преступлений указанных категорий. Наихудшим образом сработали оперативники Сыктывкара, Усинска, Инты, Сысольского, Ижемского, Усть-Цилемского районов.

Органами дознания приостановление расследования по уголовным делам на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ не рассматривается как временный перерыв в производстве следственных действий, сопровождаемый принятием всего комплекса мер для раскрытия преступлений.

На практике после неполучения в первоначальный срок расследования сведений о виновном лице фактически работа по делу сворачивается, и в последующем мер по его установлению не принимается вплоть до истечения сроков давности уголовного преследования. Именно по этим основаниям прокурорами в 1 полугодии 2014 года отменено на 30 % больше постановлений о приостановлении дознания (951).

Случаи раскрытия таких уголовно наказуемых деяний после приостановления расследования носят единичный характер. Так, за последние три года приостановлены за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, уголовные дела по 12 217 преступлениям небольшой и средней тяжести, из которых в текущем году раскрыто только 287 или 2 %.

В связи с имеющимися проблемами при раскрытии преступлений небольшой и средней тяжести указанные недостатки планируется обсудить во втором полугодии 2014 года на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов.

***

По итогам 1 полугодия в республике на 312 увеличилось количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (с 541 до 853). Из незаконного оборота изъято свыше 16 кг наркотических и сильнодействующих веществ (практически на две трети преступлений и изъятых наркотиков больше, чем за 6 месяцев прошлого года).

Рост наркопреступности произошел за счет 311 преступлений, связанных с распространением в республике новых видов аналогов тетрагидроканнабинола (таких веществ как AB-PINACA, AB-FUBINACA и ряда других), к которым относятся курительные смеси, воздействующие на соответствующие рецепторы головного мозга сильнее, чем природные каннабиноиды. Оборот этих веществ не был преступным в первом полугодии 2013 года. Их криминализация произошла в соответствии с вступившим в силу с 19 сентября 2013 года постановлением Правительства РФ № 788 от 09.09.2013 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств».

Проведенные центральным аппаратом прокуратуры республики проверки показали, что оперативными подразделениями УФСКН России по Республике Коми, единственным предметом деятельности которого является борьба с наркопреступностью, при наличии поручений следователей и дознавателей не заведены оперативно-поисковые дела по 8% не раскрытых уголовных дел в г. Сыктывкаре, Ухте, Печоре и Усинске.

Не отличается активностью и работа оперативников Министерства внутренних дел, которыми в нарушение требований ведомственных нормативных актов оперативно-поисковые дела заведены лишь по 30 % из 201 нераскрытого уголовного дела по особо тяжким преступлениям в этой сфере. Вследствие чего в текущем году не раскрыто ни одного преступления по ранее приостановленным уголовным делам. Раскрываемость таких преступлений расследованных органами внутренних дел составила 16 %.

В результате по 392 таким преступлениям предварительное расследование приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Общая раскрываемость снизилась до 53%.

Следствием пассивности оперативных подразделений правоохранительных органов является сведение противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков к расследованию мелких наркопреступлений, единичных фактов хранения и сбыта, и не приводит к выявлению и пресечению каналов и способов доставки наркотиков в республику.

В итоге, несмотря, на серьезное ухудшение наркоситуации, следователями наркоконтроля окончено расследование только по двум уголовным делам, связанным с деятельностью организованных преступных группировок, занимавшихся наркотрафиком и распространением 1 кг 400 г аналогов тетрагидроканнабинола, изъятых в первом полугодии 2014 года.

Преступная деятельность лиц, поставивших еще 1,2 кг таких синтетических курительных смесей, а также свыше 2 кг амфетамина, 1 кг героина и других наркотических средств и психотропных веществ, изъятых правоохранительными органами, осталась не расследованной. На сегодняшний день в производстве следователей нет ни одного уголовного дела в отношении участников организованных преступных групп, поставляющих наркотики в республику. А следователи органов внутренних дел в последний раз такое дело расследовали пять лет назад.

Несмотря на ухудшение состояния законности, некоторые прокуроры городов и районов не обеспечили исполнение требований пунктами 1.1 и 1.2 приказа Генерального прокурора РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности», в соответствии с которым на них возложена обязанность уделять особое внимание надзору за исполнением законов о противодействии преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе ее организованным формам, при осуществлении надзора за оперативно – розыскной деятельностью тщательно проверять полноту принимаемых мер про реализации задач по пресечению преступлений, установлению лиц их подготавливающих, совершающих и совершивших.

В частности, прокурорами Корткеросского и Удорского районов с 2012 года имеющиеся в УФСКН дела оперативного учета не изучались. Прокурорами гг. Сыктывкара, Ухты, Вуктыла, Усть-Вымского, Сыктывдинского районов, Печорским межрайонным прокурором изучено менее трети находящихся в производстве оперативных дел.

Меры в рамках координационной деятельности большинством указанных прокуроров не принимались и не запланированы во втором полугодии 2014 года.

Результаты работы на данном направлении и разработка совместных мер по противодействию распространению наркотиков в республике планируется обсудить во втором полугодии 2014 года на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов.

***

Уважаемые коллеги, приглашённые!

Завершая своё выступление хочу напомнить слова Генерального прокурора РФ Чайки Юрия Яковлевича, что все правоохранители, несмотря на разницу функций или полномочий, защищая права граждан и общественный порядок, делают одно дело. Гражданину – жертве преступления или административного произвола все равно кто не принял всех необходимых мер для защиты его права. Для него закон нарушен властью, государство не смогло защитить его, обеспечить конституционные гарантии. И поэтому задача прокуроров – защищая права и интересы граждан, укреплять авторитет власти. Через права, честь, достоинство и здоровье гражданина заботиться об укреплении и силе государства.

Безусловно, в своём докладе я остановился лишь на некоторых направлениях нашей работы. Во второй части коллегии предметный разговор пойдёт и по другим направлениям прокурорского надзора.

Благодарю за внимание.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Республики Коми

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2014:07:30 15:24 (МСК)

Тема: Сексуальные преступления против несовершеннолетних, Преступления, связанные с алкоголем, наркотиками и другими возбуждающими средствами, ГИБДД, ДПС, ДТП, Коррупция

Законодательство: Статья 128 УК РФ Незаконное помещение в психиатрический стационар, Статья 140 УК РФ Отказ в предоставлении гражданину информации, Статья 145 УК РФ Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, Статья 149 УК РФ Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, Статья 208 УК РФ Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, Статья 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, Статья 217 УК РФ Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, Статья 251 УК РФ (часть 2) (часть 3) Загрязнение атмосферы, Статья 279 УК РФ Вооруженный мятеж, Статья 287 УК РФ Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, Статья 289 УК РФ Незаконное участие в предпринимательской деятельности, Статья 292 УК РФ Служебный подлог, Статья 294 УК РФ (часть 2) Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования:, Статья 298 УК РФ Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя, Статья 299 УК РФ Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности

Регионы России: СЗФО, Республика Коми

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Республика Коми

Последние новости

Все новости