Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности формирования органами власти Сахалинской области новых рыбопромысловых участков на Сахалинских реках, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
10.04.20014 в Агентстве по рыболовству Сахалинской области комиссией по определению границ рыбопромысловых участков в Сахалинской области определены границы рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства на реках Анна, Дудинка, Жуковка, Евстафиевка, Шешкевича, Малинка, Нитуй, Гребянка, Нерпичья и Рыбацкая. 14.04.2014 Правительством Сахалинской области данные документы направлены в Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства для получения заключения о соответствии проекта перечня рыбопромысловых участков законодательству РФ.
Как ранее освещалось в СМИ, при формировании новых рыбопромысловых участков возник вопрос по рекам Шешкевича (в границах Лагуны Буссе) и Анна, являющихся памятниками природы регионального значения, то есть особо охраняемыми природными территориями с ограничениями разрешенной хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 04.02.2014 N 48 в постановление администрации Сахалинской области от 19.02.2009 N 51-па «Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2007 году», внесены изменения в части режима особой охраны памятников природы регионального значения «Река Анна» и «Лагуна Буссе». В соответствии с внесенными изменениями, на территории данных памятников природы разрешено промышленное рыболовство тихоокеанских лососей на рыбопромысловых участках для предотвращения заморных явлений в сроки, местах и объемах, утвержденных решениями комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области.
В соответствии с ч. 3. ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Таким образом, определение и изменение режима особой охраны территории памятников природы регионального значения относится к компетенции органов власти Сахалинской области.
В то же время, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Принимая во внимание, что внесенные в постановление администрации Сахалинской области от 19.02.2009 N 51-па изменения в части разрешения промышленного рыболовства на рыбопромысловых участках в границах памятников природы непосредственно затрагивают режим их охраны, данные изменения должны были быть согласованы с Минприроды России, что органами власти Сахалинской области не исполнено.
18.04.2014 данная правовая позиция природоохранной прокуратуры доведена до членов комиссии Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства при рассмотрении вопроса о соответствии перечня рыбопромысловых участков законодательству РФ.
Решением Комиссии дополнения, внесенные в перечень рыбопромысловых участков (на 10 реках), признаны не соответствующими законодательству РФ, материалы возвращены в Правительство Сахалинской области для устранения нарушений.