Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Центральный федеральный округ Тверская область

10 декабря 2019 года О проведении прокурорами правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов

Полнота и законность муниципальной нормативной базы являются обязательными условиями обеспечения верховенства закона и единства правового пространства. Вместе с тем, наиболее неблагоприятное положение дел в части качества нормотворчества отмечается именно на муниципальном уровне.

Ненадлежащая организация органами местного самоуправления мониторинга законодательства, отсутствие в сельских поселениях специалистов с правовой подготовкой, актуальных правовых баз, тиражирование дефектных норм при подготовке проектов НПА разными муниципальными образованиями приводят к принятию незаконных нормативных правовых актов.

Законодательство РФ динамично развивается, и задача местной власти - оперативно реагировать на эти изменения, своевременно приводить в соответствие с ними муниципальную правовую базу.

Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления, которое призвано оказывать положительное влияние на выполнение общих задач в сфере муниципального нормотворчества.

Федеральным законом «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложено не только осуществление надзора за законностью действующих нормативных правовых актов, но и участие в правотворческой деятельности на стадии их разработки и принятия.

Одной из целей работы прокуроров на этом направлении является предотвращение принятия муниципальных НПА, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.

В рамках участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления прокурорами реализуются полномочия по проведению правовой экспертизы, которая является эффективным инструментом, позволяющим выявить и устранить нарушения в нормативном акте уже на стадии его принятия, сократить число мер прокурорского реагирования.

При проведении правовой экспертизы проекты нормативных актов изучаются прокурорами на предмет соответствия федеральному законодательству, наличие коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники. При наличии данных фактов разработчику направляется отрицательное заключение на проект.

За 9 месяцев 2019 г. прокурорами дана правовая оценка 5604 проектам муниципальных нормативных правовых актов, подготовлено свыше 440 отрицательных заключений на них. Практически во всех случаях проекты доработаны с учетом заключений прокурора.

Наиболее распространены факты противоречия муниципальных НПА требованиям федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также налогового, бюджетного, жилищного, земельного законодательства.

К основным нарушениям, выявленным в проектах муниципальных правовых актов, относятся: несоответствие проекта актам более высокой юридической силы, наличие в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании общественных отношений, разработка проекта с превышением установленной законом компетенции, а также несоблюдение правил юридической техники.

Прокурором Кувшиновского района проведена правовая экспертиза проекта решения Собрания депутатов Кувшиновского района «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Кувшиновского района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

Установлено, что данный проект разработан с превышением компетенции представительного органа, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» установление платы за присмотр и уход за ребенком, взимаемой с родителей (законных представителей), и ее размера отнесено к компетенции учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, то есть администрации Кувшиновского района.

Кроме того, размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта РФ для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

В нарушение данных требований проектом решения предлагалось установить размер родительской платы выше размера, определенного для Кувшиновского района постановлением Правительства Тверской области от 26.01.2016 № 17-пп «Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории Тверской области».

По результатам рассмотрения отрицательного заключения прокурора проект указанного муниципального нормативного правового акта снят с рассмотрения представительного органа.

Прокурором Оленинского района подготовлено 4 отрицательных заключения на проекты решений представительных органов местного самоуправления «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний», которые в нарушение ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривали возможности заблаговременного ознакомления жителей с проектом муниципального правового акта, выносимым на публичные слушания. Проекты доработаны с учетом замечаний прокурора.

Работа на данном направлении продолжается.

Новость на сайте Прокуратуры РФ Тверской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2019:12:10 11:01 (МСК)

Тема: Коррупция

Регионы России: ЦФО, Тверская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""
Добавить на Яндекс

Календарь новостей

Интернет-приемная
Тверская область

Последние новости

Все новости